Учебник островного курса

Издательство и журналистика

Форум


Заметки и статьи

Виды газет

Верстка строгой стенной газеты

Периодическая газета

Введение

Многотиражная газета

Редакционный портфель

Редакционное задание

Концепция

Цели газеты

Тематика газеты

Круг читателей

Периодичность и тираж

Обратная связь

Дизайн газеты

Тип материалов

Концепция на год

Разработка концепции

План номера

Работа редколлегии

Примеры статей

Зачет островного курса (ЗОК)

Периодическая газета

Введение

Периодическая газета – это газета, которая выходит регулярно. Каждый выпуск этой газеты называется номером. Время между выходом двух выпусков называют периодом газеты. Естественно, что период газеты должен быть постоянным от выпуска к выпуску. Однако в этом правиле могут быть исключения: появилась необходимость сделать внеочередной, незапланированный выпуск; во время каникул (если речь идет о газетах, выпускаемых школьниками) газета может не выходить вовсе или наоборот, выходить чаще.

Пример: период газеты «Остров» составляет 1 месяц с перерывом на летние каникулы. Период «Сборной газеты» составляет 1 день с перерывами на время четверти и летние каникулы.

Периодическая газета может быть выполнена в любой из форм. Это может быть фигурная, объемная, живая, радио, стенная или многотиражная газета.

Многотиражная газета – газета, которая выпускается не в единичном экземпляре. Количество номеров в выпуске называется тиражом газеты.

Для работы над периодической газетой создается редакционная коллегия. В задачи которой входит: разработка общей концепции газеты, разработка концепции газеты на год, выпуск номеров газеты.

В концепцию газеты входит разработка и определение таких параметров, как: цели газеты. тематика газеты, круг ее читателей, периодичность и тираж газеты, варианты получения обратной связи, дизайн, тип материалов.

При постоянной работе редакционной коллегии может сложится ситуация, в которой, некоторые материалы не будут входить в текущий номер и оставаться. Такие материалы образуют редакционный портфель.

Редакционный портфель - набор материалов (фото, написанных статей, интервью, черновиков статей, описание событий), которые нельзя использовать в текущем номере (не подходят по тематике) и “ждут” своего срока выпуска. В редакционный портфель входят, как правило материалы, которые написаны корреспондентами по личной инициативе (без редакционного задания).

Грамотная редакция умышленно формирует редакционный портфель, что позволяет ей более качественно подходить к планированию текущего номера.

Редакционное задание - задание выпускающего редактора корреспонденту или репортеру на статью по заданной теме. <к началу>

Концепция газеты

Цели газеты – те изменения, которые должны произойти (или происходить) при регулярном выпуске газеты. Цели могут быть самыми разнообразными, от информирования о текущих событиях, до повышения мотивации в изучении учебного предмета. При четкой цели легче определить тематику газеты, выпуска, понять подходит ли для нее тот или иной материал.

Тематика газеты – это круг вопросов, которые она намерена освещать. Тематика должна оставаться неизменной от выпуск к выпуску. Единство темы газеты означает, что газета есть представительство взглядов определенной социальной общности людей или организаций. Пример тем газет: Экология, Школьная газета, Компьютеры и т.д. Название, эмблема и дизайн газеты определяются ее тематикой.

Круг читателей – это те люди, которым должна быть интересна эта газета. Четкое определение круга читателей влияет: на стилистику изложения материалов их количество и объем, дизайн газеты, необходимые тиражи. К примеру, гезета может быть расчитана на учащихся среднего школьного возраста, поэтому в нее не стоит включать серьезные аналитические материалы, статьи должны не должны превышать 1 страницы А4, дизайн должен быть ярким и броским. Другой пример: газета расчитана на старшекласников и учителей. Материалы могут быть объемными, оформление газеты строгой, но список тем статей ограничивается пересечением интересов учащихся и учителей (учебные предметы и вопросы преподавания, поступление в институт, самоуправление в школе и т.д. – конечно, если данные темы подходят под тематику газеты).

Периодичность и тираж связаны с потенциальным кругом читателей и тематикой газеты. Потенциальный круг читателей исчесляем, то есть количество читателей газеты конечно, к примеру, если круг читателей это старшеклассники, а тематика – компьютеры, то необходимо посчитать, сколько в школе старшекласников и выяснить, сколько из них интересуется компьютерами, тогда приблизительно получим число необходимого тиража. Со временем тираж может изменятся, за счет изменения числа читателей (газета может оказаться неинтересной всем тем, кто увлечен компьютерами, или, наоборот, быть интересна и другим читателям). Периодичность зависит от спраса на газету и наличия материала. К примеру, если после первого номера газеты, поднимающей острые вопроса школы, в редакцию пришло много писем, или много новых сотрудников, то период газеты вполне можно уменьшить. Тираж и периодичность независимые параметры газеты, например материалов может быть много, но интересны они сугубо узкому кругу читателей. Для определения необходимых тиражей и периодичности нужно предусмотреть варианты обратной связи с читателем. <к началу>

Обратная связь с читателем – это набор мер, для получении информации о читаемости газеты, популярности тех или иных материалов. Обратная связь позволяет корректировать содержание и стиль статей, изменять периодичнисть и тираж газеты. Примерами вариантов обратной связи могут быть периодические ссоциологические опросы на предмет интереса к газете, существование электронного и почтового адреса газеты, публикация телефона одного из редакторов газеты.

Дизайн газеты – разрабатывается художником в зависимости от потенциального круга читатей и тематики газеты. В дизайн входят оформление названия и эмблемы, рубрик газеты, подбор шрифтов и их размеров, количество и содержание графического материала.

Тип материалов. Газетные материалы можно разделить на три категории: новости, рубрики, информациолнно-аналитические.

Под новостями понимают материалы, описывающие текущие события (к примеру, описание прошедшей «Зарницы» или концерта к дню Учителя).

В рубриках публикуются материалы связанные единой темой, которая определяется названием рубрики (к примеру, в рубрике “Герой дня” каждый выпуск публикуется интервью с одним из участников лагеря). Помимо названия рубрики, входящие в нее статьи могут иметь собственное название. Рубрики всегда оформляются стандартно.

К информационно-аналитическим относятся статьи не связанные с конкретными событиями. Это могут быть проблемные статьи, фельетоны, статьи-дискусии, статистика и так далее. Примерами таких статей могут стать описание правил ролевой игры, серия статей обсуждающих проблемы ЧТП, социологический опрос о законах Острова, анталогия островных значков или названий отрядов и т. д.

Определяя концепцию газеты необходимо определить в каком соотношении будут находится данные типы материалов. Например, газета может быть чисто новостная (как «Сборная газета»), или, наоборот, не содержать новостей (как газета «Радуга»), или содержать все типы материалов (как газета «Остров»). Наличие тех или иных типов в газете определяет состав и функции редакции и влияет напланирование номеров. Например, если в газете есть рубрики, то необходимы постоянные кореспонденты, которые эти рубрики будут вести; если в газете присутствуют новости, то планируя номер необходимо предусмотреть материалы обо всех событиях (связанных с тематикой газеты), произошедших за период выпуска газеты. Если в газете предусмотрены все типы материалов, то планируя номер, необходимо стараться соблюсти постоянное соотношение между материалами разных типов (то есть невозможно ситуация, когда в одном из выпусков новостей нет вообще).

Разработка концепции газеты на год – это определение оперативных целей газеты на данный период, соотношение материалов разных типов (в зависимости от обратной связи), содержания статей, определение тем выпусков.

Номера могут быть тематическими или не тематическими. В тематическом номере все статьи (или большинство) связано с темой номера. Все темы номеров, также, как и темы статей для нетематических номеров объеденены единой темой газеты. <к началу>

Пример разработки концепции газеты

(с разработкой концепции газеты на год)

Название газеты: Остров.

Цель: информирование о текущих событиях организации «Остров Сокровищ», организация диалога читателей по острым вопросам организации, освещение тонкостей работы организации.

Дизайн газеты: (здесь необходимо привести примеры оформления шапки, названия, рубрик) эмблема – эмблема Острова Сокровищ; страница А5; рамка; информационная полоса (как и для строгой стенной газеты); на первой странице содержание выпуска; на странице 3 колонки; шрифт статей – рубленый, 10 пт; названия статей произвольным шрифтом.

Круг читателей: учащиеся островитяне; учителя, интересующиеся внеурочной деятельностью; инструктора организации.

Тираж. 60 экземпляров.

Общее число учащихся островитян, примерно 60 человек; учителей, интересующихся внеурочной деятельностью около 20; инструкторов организации примерно 20 человек. Расчитываем на то, что половина островятян не ограничится прочтением номера товарища и захочет приобрести его в собственность; учителя будут приобретать газету, если они находятся в данный момент в школе (то есть примерно 10 человек); инструктора приобретут все. Итого получаем 60 человек. Если вывешивать каждый номер для свободного прочтения, то расчитывать стоит только на островитян, таким образом тираж можно сократить до 30 экземпляров).

Периодичность: 1 месяц (с перерывами на летние каникулы).

Обратная связь с читателем: раз в пол-года социологический опрос на предмет интереса к материалам; публикация в газете электроного адреса газеты и координат главного редактора.

Тип материалов.

Рубрики (выходят раз в два номера) «История Острова», «Колонка выпускающего редактора», «Литературный островок», «Тема», «Ты – островитянин», «Нам пишут».

«История Острова» – материалы про прошедшие лагеря и сборы.

«Колонка выпускающего редактора» – обзор текущего номера и ближайшие планы на будущее.

«Литературный островок» – художественные произведения островитян.

«Тема» – поднятие и обсуждение острых вопросов организации (ЧТП, посвящение, профиьные отряды и т. д.).

«Ты – островитянин» – материалы, расчитанные на 5-6 классы, знакомящие с основными принципами организации.

«Нам пишут» – публикация писем читателей.

Новости – инофрмационные статьи обо всех мероприятиях Острова за период.

Проблематика – обсуждение тем, поднятых в письмах читателей или не затронутых в рубрике «Тема». <к началу>

Концепция газеты "Остров" на 2000/2001 учебный год

Цели: привлечение в организацию учащихся 5-6 классов, информирование о текущей деятельности организации и последних решениях Совета Посвященных, поднятие проблемы островитян не из 45-й и 518-й школ.

В течение года планируется выпуск тематических номеров, связанных со сборами и лагерями организации.

1 выпуск: тема «Что было за лето» + публикация материалов, оставшихся с прошлого года.

2 выпуск: тема «Ролевые игры: Хретень» + материалы о проблемах островитян в других школах.

3 выпуск: тема «Сбор Москва-2000».

4 выпуск: без темы + материалы о проблемах островитян в других школах.

5 выпуск: темы «Экологический лагерь 2001» и «Новый год на Острове».

6 выпуск: без темы + проблема о противостоянии Острова и Школы.

7 выпуск: тема «Ролевые игры: Зарница» + проблема противостояния Острова и Школы.

8 выпуск: тема «Сбор Кимры-2001».

9 выпуск: без темы + описание мероприятий ко Дню Победы.

<к началу>

Контакты

Почта: newspaper_os@mail.ru

Форум vostrove.ru/forum/index.php?c=6

Адрес: 117036, г. Москва, ул. Гримау, д. 8, кабинет информатики.