Виталий Лебедев
Учитель на первом плане, сзади стоят стулья, символизирующие класс.
Учитель: Вообще то я веду информатику в старших классах. Но, однажды заболела учительница из начальной школы и меня попросили заменить урок во втором...
Входят ученики рассаживаются.
Учитель: Здравствуйте ребята.
Класс дружно встает и декламирует.
Учитель: Здав-ствуй-те!
Учитель: (ошарашено) Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы пройдем с вами тему "Устройство компьютера". Давайте запишем.
Учитель: (хором) Ус-трой-ства.
Учитель: Да, не "устройства", а "устройство".
Первый ученик: (поднимает руку) А что у компьютера только одно устройство?
Учитель: Нет, почему же много. Имеется в виду, как компьютер устроен. Вот вы видите перед собой компьютер, он состоит из нескольких частей (показывает). Вот на что похоже это устройство (показывает на монитор).
Второй ученик: На телевизор.
Учитель: Правильно. А что делает телевизор?
Третий ученик: Показывает.
Учитель: Правильно. Это устройство, так похожее на телевизор называется монитор. Давайте хором.
Учитель: Мо-ни-тор.
Учитель: Запишем "Монитор нужен для того, чтобы показывать информацию".
Учитель: (записывают) Ин-фор-ма-ци-ю.
Учитель: (показывает мышку) А эта штука на что похожа, такая с хвостиком.
Первый ученик: На лягушку.
Второй ученик: На штуку с хвостиком.
Третий ученик: На мышку.
Четвертый ученик: На черепашку.
Пятый ученик: На...
Учитель: Правильно!.. Это мышка. У нее есть кнопочки. Нажимая на кнопочки мы даем компьютеру команды. Давайте запишем.
Учитель: (записывают) Мыш-ка... ко-ман-ды.
Учитель: А вот эта доска с кнопочками (показывает клавиатуру), как вы думаете для чего она нужна?
Четвертый ученик: Чтобы на кнопочки нажимать.
Учитель: Правильно, мы нажимаем на кнопочки, а на экране появляется текст. Кто знает, как она называется.
Пятый ученик: Кнопочница.
Учитель: А еще?
Шестой ученик: Печаталка.
Учитель: А еще... она называется "клавиатура". Хором.
Учитель: Кла-ви-а-ту-ра.
Учитель: Запишем, клавиатура нужна чтобы на ней печатать (то есть вводить в компьютер информацию).
Учитель: (записывают) Пе-ча-тать.
Учитель: Все эти устройства подключаются к ящику, который называется системный блок. Системный блок выполняет наши команды, и решает те задачи, которые мы перед ним ставим.
Первый ученик: И по математике?
Учитель: И по математике.
Второй ученик: И по рисованию?
Учитель: И по рисованию.
Третий ученик: И по...
Учитель: И по этому тоже. Садись.
Учитель: А теперь давайте повторим названия разных устройств компьютера. Как называется это устройство (показывает на монитор)?
Лес рук.
Учитель: Ну, я даже не знаю. Вот вы, пожалуйста. (Дети испуганно начинают озираться) Ну в смысле вот ты..., отвечай.
Первый ученик: Телевизор.
Учитель: Не совсем правильно. Садись. Мы знаем его настоящее название. Ну кто готов?
Лес рук.
Учитель: Давай ты.
Второй ученик: А еще есть клавиатура.
Учитель: Да есть, но этот то телевизор как называется.
Третий ученик: А на клавиатуре можно печатать.
Учитель: Спасибо. (Все опускают руки). Еще раз повторим. Это устройство называется монитор. Хором.
Учитель: Мо-ни-тор.
Учитель: Монитор нужен, чтобы показывать информацию.
Учитель: Ин-фор-ма-ци-ю.
Учитель: Для чего нужен монитор.
Лес рук. Учитель показывает на четвертого ученика. Тот встает и молчит.
Учитель: Ну смелее. Ты же сам хотел отвечать.
Ученик молчит.
Учитель: (поднимая пятого ученика) Помоги ему.
Пятый ученик: Кино смотреть. Я всегда с мамой кино по телевизору смотрю. Вчера был очень интересный фильм, про то как...
Учитель: Спасибо. (раздраженно) Все садитесь. Кто скажет, как называется этот НЕТЕЛЕВИЗОР, для показа информации компьютера?
Лес рук. Учитель последовательно указывает на учеников. Потом хватается за голову.
Шестой ученик: Можно выйти?
Учитель: Выйди.
Первый ученик: А у меня ручка не пишет.
Учитель: Возьми другую.
Второй ученик: А ко мне Петя пристает.
Учитель: Петя не приставай к девочке.
Первый ученик: А можно красной.
Третий ученик: А можно я тоже выйду?
Четвертый ученик: А у нас дома тоже компьютер есть.
Пятый ученик: А у нас зато денди.
Шестой ученик: А как вас зовут?
Второй ученик: А на компьютере можно музыку слушать.
Третий ученик: А для чего коврик у мышки?
Четвертый ученик: А домашнее задание компьютер может решить?
Пятый ученик: А у нас потом плавание...
Учитель: Все! (все замолкают) Ребята, я придумал. А давайте сделаем зарядку. Все встали.
Ребята встают и делают зарядку, не прекращают ее даже на время диалогов.
Учитель: Ручки в стороны. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Шестой ученик: Но мы ведь не много писали!
Учитель: Ничего, сейчас пойдете на плавание, еще там напишетесь. Раз, два. Раз. Два. Повороты. Раз, два, раз, два. Теперь шагаем. Раз, два. Раз, два. Повернулись и шагаем к двери. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.
Учитель считает и дирижирует до тех пор, пока все не выходят из класса. Потом тяжело вздыхает. Вытирает лоб и обращается в зрительный зал.
Учитель: И хотя все кончилось почти благополучно, но с тех пор я предпочитаю не брать замены. Особенно в младших классах.
© ДЮО «Остров Сокровищ», Виталий Лебедев, 2001