Урок информатики

Виталий Лебедев

Учитель на первом плане, сзади стоят стулья, символизирующие класс.

Учитель: Вообще то я веду информатику в старших классах. Но, однажды заболела учительница из начальной школы и меня попросили заменить урок во втором...

Входят ученики рассаживаются.

Учитель: Здравствуйте ребята.

Класс дружно встает и декламирует.

Учитель: Здав-ствуй-те!

Учитель: (ошарашено) Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы пройдем с вами тему "Устройство компьютера". Давайте запишем.

Учитель: (хором) Ус-трой-ства.

Учитель: Да, не "устройства", а "устройство".

Первый ученик: (поднимает руку) А что у компьютера только одно устройство?

Учитель: Нет, почему же много. Имеется в виду, как компьютер устроен. Вот вы видите перед собой компьютер, он состоит из нескольких частей (показывает). Вот на что похоже это устройство (показывает на монитор).

Второй ученик: На телевизор.

Учитель: Правильно. А что делает телевизор?

Третий ученик: Показывает.

Учитель: Правильно. Это устройство, так похожее на телевизор называется монитор. Давайте хором.

Учитель: Мо-ни-тор.

Учитель: Запишем "Монитор нужен для того, чтобы показывать информацию".

Учитель: (записывают) Ин-фор-ма-ци-ю.

Учитель: (показывает мышку) А эта штука на что похожа, такая с хвостиком.

Первый ученик: На лягушку.

Второй ученик: На штуку с хвостиком.

Третий ученик: На мышку.

Четвертый ученик: На черепашку.

Пятый ученик: На...

Учитель: Правильно!.. Это мышка. У нее есть кнопочки. Нажимая на кнопочки мы даем компьютеру команды. Давайте запишем.

Учитель: (записывают) Мыш-ка... ко-ман-ды.

Учитель: А вот эта доска с кнопочками (показывает клавиатуру), как вы думаете для чего она нужна?

Четвертый ученик: Чтобы на кнопочки нажимать.

Учитель: Правильно, мы нажимаем на кнопочки, а на экране появляется текст. Кто знает, как она называется.

Пятый ученик: Кнопочница.

Учитель: А еще?

Шестой ученик: Печаталка.

Учитель: А еще... она называется "клавиатура". Хором.

Учитель: Кла-ви-а-ту-ра.

Учитель: Запишем, клавиатура нужна чтобы на ней печатать (то есть вводить в компьютер информацию).

Учитель: (записывают) Пе-ча-тать.

Учитель: Все эти устройства подключаются к ящику, который называется системный блок. Системный блок выполняет наши команды, и решает те задачи, которые мы перед ним ставим.

Первый ученик: И по математике?

Учитель: И по математике.

Второй ученик: И по рисованию?

Учитель: И по рисованию.

Третий ученик: И по...

Учитель: И по этому тоже. Садись.

Учитель: А теперь давайте повторим названия разных устройств компьютера. Как называется это устройство (показывает на монитор)?

Лес рук.

Учитель: Ну, я даже не знаю. Вот вы, пожалуйста. (Дети испуганно начинают озираться) Ну в смысле вот ты..., отвечай.

Первый ученик: Телевизор.

Учитель: Не совсем правильно. Садись. Мы знаем его настоящее название. Ну кто готов?

Лес рук.

Учитель: Давай ты.

Второй ученик: А еще есть клавиатура.

Учитель: Да есть, но этот то телевизор как называется.

Третий ученик: А на клавиатуре можно печатать.

Учитель: Спасибо. (Все опускают руки). Еще раз повторим. Это устройство называется монитор. Хором.

Учитель: Мо-ни-тор.

Учитель: Монитор нужен, чтобы показывать информацию.

Учитель: Ин-фор-ма-ци-ю.

Учитель: Для чего нужен монитор.

Лес рук. Учитель показывает на четвертого ученика. Тот встает и молчит.

Учитель: Ну смелее. Ты же сам хотел отвечать.

Ученик молчит.

Учитель: (поднимая пятого ученика) Помоги ему.

Пятый ученик: Кино смотреть. Я всегда с мамой кино по телевизору смотрю. Вчера был очень интересный фильм, про то как...

Учитель: Спасибо. (раздраженно) Все садитесь. Кто скажет, как называется этот НЕТЕЛЕВИЗОР, для показа информации компьютера?

Лес рук. Учитель последовательно указывает на учеников. Потом хватается за голову.

Шестой ученик: Можно выйти?

Учитель: Выйди.

Первый ученик: А у меня ручка не пишет.

Учитель: Возьми другую.

Второй ученик: А ко мне Петя пристает.

Учитель: Петя не приставай к девочке.

Первый ученик: А можно красной.

Третий ученик: А можно я тоже выйду?

Четвертый ученик: А у нас дома тоже компьютер есть.

Пятый ученик: А у нас зато денди.

Шестой ученик: А как вас зовут?

Второй ученик: А на компьютере можно музыку слушать.

Третий ученик: А для чего коврик у мышки?

Четвертый ученик: А домашнее задание компьютер может решить?

Пятый ученик: А у нас потом плавание...

Учитель: Все! (все замолкают) Ребята, я придумал. А давайте сделаем зарядку. Все встали.

Ребята встают и делают зарядку, не прекращают ее даже на время диалогов.

Учитель: Ручки в стороны. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Шестой ученик: Но мы ведь не много писали!

Учитель: Ничего, сейчас пойдете на плавание, еще там напишетесь. Раз, два. Раз. Два. Повороты. Раз, два, раз, два. Теперь шагаем. Раз, два. Раз, два. Повернулись и шагаем к двери. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.

Учитель считает и дирижирует до тех пор, пока все не выходят из класса. Потом тяжело вздыхает. Вытирает лоб и обращается в зрительный зал.

Учитель: И хотя все кончилось почти благополучно, но с тех пор я предпочитаю не брать замены. Особенно в младших классах.


© ДЮО «Остров Сокровищ», Виталий Лебедев, 2001