В. Лебедев
Начинается вальс.
На сцену в вальсе выходят две пары, танцуют. Постепенно по краям сцены выходят еще несколько человек. Все в школьных костюмах, с колокольчиками - выпускной вечер.
Музыка заканчивается. Партнеры кланяются друг другу, остальные хлопают.
1: Просто не верится, что эти десять лет пролетели так быстро.
2: И правда, подумать только - десять лет - это больше чем пол жизни!
3: А я, если честно, не хочу уходить из школы.
4: Ты, что! Мы же с тобой собирались махнуть на север, на строительство.
3: Это, да. Но все равно как- то грустно.
2: Да ладно вам, ребята. Что грустить, когда вся жизнь впереди! Что грустить, когда у нас такая огромная и радостная страна. И вот она, она вся перед нами: хочешь на Урал, хочешь в Питер - на пожалуйста! Вот, ты куда хочешь?
1: Я... я в летчики
4: Что-то я не слышал о таком месте...
2: Если хочется, то можно и так. Вот представьте, строим мы новый город, и называем его "Летчики". А когда нас спросят, почему столь странное название, мы скажем, что один наш школьный товарищ, очень хотел попасть в Летчики, но не смог отыскать его на карте, и вот мы...
3: Нет, ребят. А мне правда грустно...
2: А давайте в волейбол играть!
Все: Давайте!
4: Доставай мяч.
Далее идет пластический волейбол. Некоторое время игроки играют с выкриками, в нормальном темпе, потом без звука замедленно.
Под пластическим волейболом подразумевается замедленное пантомимическое действие.
Панамки (В. Егоров), 1 куплет. Либо в виде стихотворения, либо в виде песни.
На полянке детский сад,
Чьи-то внучки, чьи-то дочки,
И панамки их торчат,
Словно белые грибочки
Ах. какая благодать.
Небеса в лазурь оделись.
До реки рукой подать
До войны одна неделя.
Музыка "Вставай, страна огромная".
На сцену по одному выходят люди в военной одежде и встают на первом плане, головы опущены. Игроки постепенно уходят.
1 (глядя в зал): До свидания. Я быстро. Я, правда, быстро. Вот разобьем фашистов и я вернусь. Ну может через месяц, ну максимум через два. И я вернусь. Ждите и пишите. Я тоже буду писать. До свидания.
Застыли, как при первой встрече.
Стоят и не отводят глаз.
Вдруг две руки легли на плечи
И обняли, как в первый раз.
Все было сказано когда-то.
Что добавлять? Прощай мой друг.
И что надежней плеч солдата
Для этих задрожавших рук?
Кто-то читает или поет 2 куплет панамок.
Вой сирены. Ленинград.
Орудийные раскаты.
Уплывает детский сад
От блокады. От блокады.
А у мам тоска-тоской
По Илюшке и по Нанке
По единственной такой
Уплывающей панамке.
Женский голос: Сынок, но ведь тебе даже повестки еще не пришло, ну хотя бы недельку еще подожди... Васька ушел, теперь и ты тоже. Сынок, ты ж у меня один остался... 2: Мама, я не могу. Ты слышала, что они сделали с Брестом? Пойми, мне надо туда. Все, с кем я играл во дворе там, а я здесь. Они гибнут, а я жду повестки! Я не могу. До свидания, мама!
Кто-то читает или поет 3 куплет панамок.
Кораблю наперерез
Огневым исчадьем ада
Мессершмита черный крест
Воспарил над детским садом.
На войне, как на войне,
Попаданье без ошибки
...А панамки на волне,
Словно белые кувшинки.
3: Прощайте. Мы должны их остановить. Если мы не остановим их, все чего мы добились, все ради чего мы жили - погибнет. Мы должны остановить их. Прощайте.
Так, случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока,
Вот их больше не видно из окон
Растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зерна,
Эти слезы не сжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
Другая:
Мы вас встретим и пеших и конных,
Утомленных, нецелых, любых,
Только б не пустота похоронных.
Не предчуствие их...
На первый план выходят солдаты, садятся у костра, беседуют. Остальные стоят в тени вокруг.
Запись соловьев.
Старшина: Тишина какая, будто и не на войне вовсе, а дома. Сидишь себе на краю реки и смотришь на закат с обрыва...
Солдат: Товарищ старшина. А вас кто ждет?
Ст: Жена ждет, дочка... Земля ждет. Земле без хозяина нельзя.
С: А меня мама. и еще один человек... Как они там, в тылу?
Серия стихотворений про тыл.
- Та зима была,
Будто война,
Лютой.
Пробуравлена,
Прокалена ветром.
Снег лежал,
Навалясь на январь
Грудой.
И кряхтели дома
Под его весом.
По щербатому полу
Мороз крался.
Кашлял новый учитель
Сергей Саныч.
Застывали чернила
У нас в классе,
И контрольный диктант
Отменял завуч...
Я считал,
что не зря
голосит ветер,
Не случайно
Болит по утрам
Горло,
Потому что остались
На всем свете
Лишь зима и война
Из времен года.
И хлестала пурга
По земле крупно,
И дрожала река
В ледяном гуле.
И продышены в окнах
Цвели кругло,
Будто в каждое
Кто-то всадил
Пулю.
И надела соседка
Платок вдовий,
И стояла она допоздна-поздно...
Та зима была,
Буд-то война,
Долгой,
Вспоминаю
И даже сейчас
Мерзну.
- Они лежали на снегу
Недалеко от города.
Они везли сюда муку,
И умерли
От голода.
- Девчонка руки протянула,
И головой на край стола,
Все думали она уснула,
А оказалось - умерла.
Ее из дома на носилках
Домой ребята понесли,
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова,
Занятья после похорон.
- Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
- Постучи кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром, за зноем,
Но тебя не предам никогда.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне веточку клена
Или просто травинок зеленых.
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
С: Товарищ старшина, а умирать страшно.
Ст: А я почем знаю.
С: Ну а вы, сами, боитесь?
Ст: Только дурак не боится, конечно боюсь.
С: Я тоже боюсь... И так, если честно, умирать не хочется. Хочется домой, хочется обратно в весну, на выпускной. Когда столько дорог открыто....
Пластический бой под песню Олега Митяева:
"В осеннем парке, городском
Вальсирует листва берез.
Под пластическим боем подразумевается замедленное пантомимическое действие.
Либретто боя:
Солдаты сидят у костра и разговаривают. На батарею приходимт приказ занять оборону. Солдаты разворачивают орудие. Один наводит, один подносит снаряды, командир - командует, остальные стреляют из винтовок. По очереди солдаты гибнут, мед. Сестра пытается помочь, пока тоже не погибает. Последним остается командир, он оглядывает "мертвую" батарею, достает гранату. Замахивается. Гибнет.
"Убитые" по одному встают и читают стихи.
Мед. Сестра
Целовались, плакали и пели.
Шли в штыки и прямо на бегу
Девушка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама! Мама! Я дошла до цели.
Но в степи, на волжском берегу
Девушка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Командир:
Когда нарушив забытье
Орудия заголосили
Никто не крикнул "За Россию".
А шли и гибли за нее.
Солдат:
Мы матерились в рукопашной,
Кто был в бою, меня поймет!
Какой-то лейтинантик страшно
Кричал: "За Родину! Вперед!"
Но этого казалось мало, -
Стал сыпать по-другому он,
И мы четвертым, пятым валом
Немецкий смяли батальон.
Дымились на земле патроны
Не то горячие слова?
Кружился шар земной со звоном
Не то кружилась голова?
А лейтинантик, что искусно,
Непоражаемо орал,
Почти мальчишечка безусый,
Сейчас в ложбине умирал...
Неоспоримо и упрямо
Хотел привстать... Шептал приказ...
Но вот сказал протяжно: "Мама..."
И все мы шапки сняли враз.
И голос растворился в нас...
Девушка:
Он письма посылал домой -
Жене любимой аккуратно,
Но ни в одном ей адрес свой
Он не указывал обратный.
Писал, что полк идет вперед.
На пол пути уже к Берлину,
Что потерял их первый взвод
Солдат отважных половину.
Быть может он падет в бою -
Грохочут пушки без умолку.
И потому просил семью
Чтоб не оплакивали долго...
Свои он письма диктовал
Медсестрам и солдатам многим,
А сам беспомощный лежал
Уже безрукий и безногий.
Песня "Он не вернулся из боя" (В. Высоцкий)
1:
Прощай мое солнце. Прощай моя совесть.
Прощай моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаешься. Один отрешенный
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешенный
На веки веков восемнадцатилетний.
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
2: Плыла тишина по стерне -
Над полем разрывами взрытым,
И медленно падавший снег
Ложился на лица убитых.
Они еще были теплы.
И снег на щеках у них таял,
И словно бы слезы текли,
Полоски следов оставляя.
Текли, как у малых ребят,
Прозрачные. Капля за каплей...
Не плакал при жизни солдат,
А вот после смерти - заплакал...
3: Шел отец, шел отец невредим
Через минное поле,
Превратился в клубящийся дым
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернет...
Не гляди на дорогу,
Столб крутящийся пыли идет
Через поле к порогу...
4: ...Запомни эти дни. Прислушайся немного
И ты - душой - услышишь в тот же час:
Она пришла и встала у порога,
Она готова в двери постучать.
5: Она стоит на лестничной площадке,
На темной на знакомой без конца,
В солдатской рваной, дымной плащ-палатке,
Кровавый пот не вытерла с лица.
4: Она к тебе спешила из похода
Столь тяжкого что слов не обрести.
Она ведь знала: все четыре года
Ты ждал ее, ты знал ее пути.
5: Ты отдал все, что мог, ее дарзанью:
Всю жизнь свою, всю душу, радость. Плач.
Ты в ней не усомнился в дни страданья.
Не возгордился праздно в дни удач.
4: Ты с этой самой лестничной площадки
Подряд четыре года провожал
Тех - самых лучших, тех. кто без оглядки
Ушел к ее бессмертным рубеам.
5: И вот она у твоего порога.
Дыханье переводит и молчит.
Ну день, ну, два, еще совсем немного.
Ну через час - возьмет и постучит.
4: Запомни ж все! И в будничных тревогах
На всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге
Сейчас она войдет к тебе. Встречай!
Песня "Послевоенное кино" (О. Митяев)
Боже правый, неужель,
Это может повториться.
Боже правый, им уже
Было б каждому за тридцать.
Тот же луг и та река,
Тот же щебет на полянке,
И мелькают облака
Словно белые панамки...
© Виталий Лебедев, 2002