Немое кино

Даже у киноведов-специалистов нет единого мнения по поводу особенностей немого кино как вида искусства. Одни считают, что у него есть свои законы, своя эстетика, а отсутствие слова признают достоинством, отличительным признаком этого искусства. Особая стилистика немого кино достиглась с помощью искусного монтажа снятых на пленку эпизодов, крупного плана, света, композиции кадра, деталей, многих других компонентов.

Другие считают, что с самого своего рождения немое кино стремилось к цвету, к стереоскопии, а главное - к звуку. И ссылаются на то, что еще в ранние годы снимались фильмы, расчитанные на демонстрацию с использованием чтецов, находящихся за экраном, или в звуковом сопровождении с использованием граммофона, фонографа, музыки, исполняемой тапером на пианино или даже целым оркестром.

Немое кино было изобретено почти одновременно в нескольких странах. В США первые „живые картинки" начал демонстрировать в 1894 г. Т. А. Эдисон, в Англии это были аппараты Р. У. Пола. Но братья Люмьер во Франции впервые догадались соединить пленку с проекционным фонарем и в 1895 г. организовали первый киносеанс. Именно 1895 год считается временем рождения кино.

Как известно, в нашем мире нет ничего невозможного, если есть фантазия. Вот и вы, махнув рукой на промежуток времени около 100 лет, получили возможность посмотреть и даже снять настоящий черно-белый фильм. То, что мы увидели, не передать словами, это надо почувствовать, впрочем как и все немое кино. Первым свое детище представил на суд общественности отряд „Комиссар", чтобы показать пример начинающим киношникам. Сюжет все тот же - правила поведения в школе во время ремонта, но по сравнению со слайдами, зрителю стало ясно, что же стало причиной потери сознания маленького мальчика и девочки. Как оказалось, рабочие не встречают мальчика бурными апплодисментами у главного входа в школу, а что-то переносят, в чем мальчик им явно не помогает.

Молодые киностудии не отстали от своих наставников и порадовали нас, зрителей, чудесными работами. Студия с очень длинным названием представила комедию "Элен и ребята". Уровень развития техники позволил худо-жественному руководителю раскрасить один единственный элемент - гитару. Если мне не изменяет память, цветное кино зарождалось именно так: в каком-то из советских фильмов был вручную выкрашен на каждом кадре красный флаг. Нельзя было не заметить, что комедия была встречена "на ура", однако не совсем понятно, что же так испугало героев.

"Круговорот любви"- новая, ни на что не похожая мелодрама, снятая мастерами из "Кузьмич фильм". Здесь тоже была применена техника окрашивания островного галстука, дабы акцентировать на нем внимание зрителя. Зрители могли поучаствовать в действии и сделать ставку на Хуаниту или на Энрике. Короче, кто-то жил долго и счастливо, а кто-то уже не жил.

Даже во времена немого кино люди уже задумывались о существовании инопланетян. На эту тему киностудия "Oops" сняла фильм "Охотники за привидениями". Часть вторая - возвращение. Вот тут и стало очевидно преимущество кинематографа перед слайдами: оказывается, это было не нашествие инопланетян, а всего лишь Hallowen.

Боевик - вот это жанр, достойным представителем которого стала лента "Ее все еще зовут Никита", снятая студией "Ультрафиолет". Супергероиня одержала абсолютную победу над всеми без разбора. Картина, бесспорно, займет достойное место в мировом кинематографе.

Все киностудии потрудились на славу, всем им большое спасибо. По понятной причине отдельно хочу заметить вклад Жени Белой в искусство немого кино. Какой же черно-белый фильм без музыкального сопровождения?!

Вот пожалуй и все. Что же дальше? Чем же еще удивит нас чудесный мир СИНЕМАТОГРАФА?

Jane

Содержание выпуска