В четверг, 19 февраля состоялось очередное занятие педагогической группы
учащихся 45 школы. Темой занятия стала проблема взаимодействия школы и
Острова. Помимо педгруппы на занятие были приглашены учителя, представители
администрации и инструктора Острова.
Вначале всем собравшимся было предложено определить, какие социальные
группы в той или иной мере взаимодействуют с Островом и могут иметь различные
взгляды на его деятельность. Таких групп оказалось шесть: учащиеся островитяне,
учащиеся не островитяне, инструктора Острова, родители, учителя, администрация
школы. Ведущий объяснил, что перед группами ставится задача: проявить свою
позицию по отношению к организации. Также было предложено принять участие
в работе той группы, позиция которой наименее для присутствующих ясна.
После работ по группам состоялся круглый стол (по одному - два человека
от группы), на котором должны быть представлены позиции групп.
Безусловно, мнения, представленные за круглым столом, не являются
полностью объективными, так как все выступали в неестественной для себя
роли, но основные взгляды, тем не менее, все же были представлены.
Группа "Островитяне".
Представитель - девочка 8 класса.
• В Острове весело и интересно.
• Нравится общение между классами и параллелями.
• Много интересных поездок, ролевых игр, походов, спектаклей, газет.
• В Острове я поняла, что могу сама играть в спектаклях и выпускать
газету, а раньше я этого боялась.
• Здорово, что можно прийти в подвал попить чаю, тебе всегда там рады,
там уютно.
• И со своими проблемами тоже можно прийти в подвал: там всегда помогут.
• Взрослые в Острове другие - они хорошие.
• Там не страшно говорить, тебя всегда выслушают, не забудут и дадут
слово.
• Я стала высказывать свое мнение на уроках.
• В Острове у меня много друзей, я чувствую их поддержку, чувствую
себя сильной.
• Когда приходят малыши - это очень здорово, здорово почувствовать
себя кому-то нужной.
Группа "Не островитяне".
Представители - старшеклассницы.
• Островитяне, конечно, делают много, но ведь есть же и кружки, факультативы.
• Мне там просто неинтересно.
• У меня свои интересы.
• У них там своя компания, и меня к ним не тянет.
• Плохо, что в поездках и лагерях плохие бытовые условия - непонятно,
как кто-то соглашается туда ехать.
• "Зарница" - это милитаристская игра.
• Все это очень пахнет пионерской организацией.
• Не хватает времени на учебу, а тут еще эта организация.
• Остров диктует образ мыслей.
• Всех островитян ориентируют на педагогику, а не всем это нужно.
• Островитяне - они странные.
• Они, конечно, что-то делают, но качество их дел плохое.
• У них в постановках „плоский" юмор.
• Мы ставим Шекспира, а они ерунду.
• У них другая система взглядов.
Группа "Инструктора Острова".
Представитель - Елена Цветкова.
• Из-за реакции администрации часто опускаются руки что- либо делать
вообще.
• Есть объективные трудности при работе со школой, нет общего плана
работы.
• Присутствует существенная разница в понимании задач детской организации
у нас и администрации. Эта разница со временем усугубляется.
• Ряд претензий к Острову возникает из-за ревности к детям и деятельности.
• Демократичное поведение детей не приветствуется в школе.
Группа "Родители".
Представители - два папы, чьи сыновья являются островитянами.
• Летом мой сын ездит в какой-то лагерь, а не к своей бабушке.
• В лагере я увидел его уставшим и грязным.
• В лагере очень плохое питание, не уделяется внимание вопросам гигиены.
• Зарница - это бардак, переселение, крики, беготня, шум.
• Палаты - бараки.
• На них орут, заставляют отжиматься в туалете.
• После лагеря - похудел.
• На сборах и в лагерях не спят по ночам, гуляют и неизвестно чем еще
занимаются.
• Уровень учебы падает. Нет времени на уроки.
• Пропадает неизвестно где, поздно приходит домой.
Группа "Учителя".
Представители - пожилой учитель физики, учительница литературы средних
лет.
Учитель физики.
• Остров отнимает время и отвлекает от учебы.
• У островитян падает должное уважение к учителю.
• Остров отвлекает мысли - на уроках они обсуждают свои дела.
• У островитян главная цель - это общение, а профильные кружки по предметам
им уже не нужны.
• Островитяне опаздывают на уроки и прогуливают занятия.
Учительница литературы.
• По результатам олимпиад по предметам островитяне (старшеклассники)
занимают первые места. Соотношение победивших островитян и неостровитян
- 50 на 50, а численность их в школе существенно меньше.
• Островная деятельность - это такой же вид деятельности, как и школьные
предметы, и так же важен.
• У островитян проходит своя учеба , которая пересекается и помогает
школьным предметам: медицина - ОБЖ, журналистика - литература и компьютеры,
туризм- отчасти астрономии и географии.
• Для моего предмета важно наличие собственного мнения. У островитян
оно всегда присутствует, они не боятся его высказывать.
Группа "Администрация школы".
Представители - пожилая администратор, администратор средних лет (женщина).
Пожилая администратор.
• Успеваемость островитян ухудшается.
• Регулярные прогулы и опоздания.
• Приходят в школу, чтобы пообщаться.
• Прогуливают уроки в подвале.
• У островитян плохое поведение на уроках - много высказывают свое
мнение.
• Островитяне имеют предубеждение против остальных.
• У постановок очень низкий уровень.
• В постановки берут только людей своего круга.
• Островные девочки общаются со старшими мальчиками.
• Островитяне не чувствуют и подрывают принципы школьной иерархии.
• Островитяне изолированы от всей школы.
Администратор средних лет.
• По результатам олимпиад, выигрывают островитяне.
• Дети нуждаются в общении.
• Наличие у них собственного мнения - это очень хорошо.
• Постановки делают дети - это очень хорошо. А когда делают дети у
них не может получиться сразу качественно.
• В Острове дети раскрывают свои таланты.
• У островитян много друзей из разных классов.
• Островитяне очень тепло относятся к своим инструкторам. Такое сотрудничество
между взрослыми и детьми прекрасно.
• Для островитян школа - это второй дом.
• Общение девочек с мальчиками - это тоже прекрасно.
После того, как представители всех групп высказали свою позицию, было
предложено ответить на вопрос: "Повлияло ли прояснение позиций на мнения
сидящих за столом?" К сожалению, никто своего мнения не изменил.
Окончилось занятие общей рефлексией, на которой было решено, что занятие
прошло плодотворно, многие выяснили для себя новые подробности в деятельности
Острова и в отношении к нему администрации. Главной причиной разногласий
признали взаимное непонимание. В качестве кардинальных решений снятия разногласий
были следующие предложения: закрыть Остров и не трогать Остров. Однако,
вследствие того, что целью занятия не ставилось решение данных проблем,
а только прояснение позиций различных социальных и функциональных групп,
то от дальнейшего обсуждения данной темы отказались.
Занятие закончилось расстановкой стульев и бурными дебатами уже в
малых группах.