Учиться... Учиться? Учиться!

        Для многих, ближайшие годы жизни не представляются туманными - сейчас мы заканчиваем школу (кому-то для этого потребуется год, а кому-то и все пять), после школы институт (путь еще не ясно какой), а потом работа по специальности. И все, вроде бы в порядке, действительно, так заведено, и сложно себе представить, что может быть как то иначе. И все эти 15-16 лет мы учимся.
        Какое привычное слово - „учиться". Мы уже давно не задумываемся, что оно означает - просто для нас учиться так же естественно, как есть или пить, как то, что по воскресеньям у нас выходной, а зимой идет снег. Мы привыкли учиться, мы делаем это всю свою сознательную жизнь, и, к сожалению, давно перестали задумываться, что же на самом деле означает слово учиться, и для чего это, собственно говоря нужно.
        Конечно, ответ на поставленный вопрос напрашивается сам собой - учиться нужно, чтобы быть умным, чтобы много знать - и с этим, действительно, трудно спорить. Однако вспоминаем мы об этом, почему-то, очень редко. И здесь весьма важно ответить себе на другой сложный вопрос: „Кому нужно, что бы я учился?" ...Конечно, легче всего быстро ответить, что-то типа: „Ну конечно мне!", и благополучно забыть об этом вопросе, а можно немного подумать - этот вопрос не из самых легких. Продуманный ответ на этот вопрос может в корне изменить ваше мировоззрение, может помочь разобраться в очень сложных вопросах, которые раньше казались неразрешимыми, или над которыми было лень думать, так как казалось, что ответы лежат на поверхности.
        Я бы на этот вопрос ответил, путь даже очень примитивной, фразой: „Учиться надо, что бы стать ХОРОШИМ человеком", именно не образованным, не умным, а хорошим. Согласен, это весьма спорное утверждение - я попробую его обосновать.
        Какие свойства характера мы, как правило, ценим в человеке? Правильно - доброту, порядочность, отзывчивость, как умение чувствовать других, умение понимать, прощать. И для того, что бы обладать этими качествами, как ни странно, необходимо понимать, что происходит вокруг, что движет людьми... Кто то скажет, что для того что бы быть добрым, что бы не обижать другого человека не нужно десять лет учиться в школе. Такой человек прав и не прав: действительно в школе нет такого предмета, как „Доброта", однако даже очень добрый от природы человек может не осознавать, что делает плохо, что он обижает других людей. Вот, к примеру слон, наступивший вам на ногу - он любит вас, и совсем не хотел вам сделать больно, просто он не понимал, что делает. Точно так же и среди людей - человек бросающий фантик на мостовую не обязательно страшный злодей, он просто не понимает, что другим людям грязная мостовая может быть неприятна.
        Любой, самый технический и сухой предмет дает нам представление о людях, об окружающем мире, учит видеть и понимать его. Те предметы, которые мы проходим в школе и те, которые вы изучаете самостоятельно, будь то танцы или испанский язык, являются базисами, кирпичиками, из которых строится человек, его образованность, его культура, его душевность.
        Разговаривая об учебе нельзя не затронуть еще один важный момент. Часто учебные предметы, в том числе и из курса островитянской учебы, делят на нужные и не нужные. Особенно остро это проявляется в старших классах, когда идет самоопределение в выборе класса, в котором предстоит учиться - экономическом или гуманитарном, или при поступлении в институт. Ребята говорят: „ Математика мне нужна, а вот биологию я учить не буду." Но ответьте на такой вопрос - разве можно хорошо знать математику, если ты не знаешь физических или биологических законов окружающего мира? В древние века, вообще, существовало только две науки: математика, как учение о материальной сущности человека и окружающего мира, и теософия, как учение о нематериальной сущности. Теософию мы, к сожалению забыли, а математика разрослась и поделилась на физику, биологию, географию, алгебру и так далее. То есть древние понимали, что все современные науки, на самом деле единое целое, и изучать их надо в совокупности, а не по отдельности.
        Науки взаимосвязаны между собой, в них очень много общего. К примеру компьютерные процессоры работают почти точно также, как мозг человека, а математические законы верны, как в математике, так и в физике.
        Точно такая же ситуация и островитянской учебой - невозможно полноценно работать в Острове, если ты не знаешь, как это сделать. Разрабатывая островитянскую учебу мы, инструктора организации, старались восполнить те пробелы, которые есть в системе школьного образования. Это даже не столько новые предметы, которые нужно преподавать на уроках, сколько предметы, которые развивают ряд дополнительных навыков необходимых в жизни и нашей работе. Журналистика, к примеру, помогает культурно общаться, учит планировать свою работу, туризм развивает чисто бытовые навыки, помогает ориентироваться в экстремальных ситуациях и т.д. Человеку не обладающий этими навыками сложно стать хорошим младшим инструктором и качественно работать.
        В начале статьи я предложил попробовать ответить на вопрос: „Кому нужно, что бы я учился?" Сейчас мне хотелось бы коснуться темы: кому это нужно во-вторую и в третью очередь. Безусловно, хорошие отметки не говорят о том, что данный человек действительно хороший, и наоборот двоечник, не обязательно негодяй, но, как это часто случается, о человеке и его окружении судят по внешним, первичным признакам. Для любого школьника это его успеваемость. Мы - инструктора все понимаем, и поэтому никогда не ругали вас за плохие отметки, и тем более не отлучали от подвала, как нам предлагают сделать многие, но иногда ваша плохая учеба действительно делает плохо не только вам. Она бросает тень на всю организацию и на ее членов. Ведь уже многие слышали, как какой-нибудь учитель говорил: „ Урок не выучил? Понятно - ты же островитянин!" Я не берусь рассуждать прав ли такой учитель или нет, но факты остаются фактами.
        Нет, я не призываю вас все бросить и скорее бежать делать уроки, и посвящать этому все свободное время - это бесполезно, да, и, наверное вредно, но забывать о том, что учеба - есть дело важное, тоже не нужно. Просто надо научиться правильно распределять свое время - тогда оно найдется и на работу, и на учебу, и на общение, и на развлечения. И что самое интересное, если правильно планировать свой день, то учеба перестает тяготить, учиться становится легко, а если это предмет, который вам нравится, то даже приносить радость.
        Так что учитесь хорошо, потому что это хорошо (во всех отношения)!
        P.S. Извините за каламбур.

Инструктор Лебедев


Вернуться к содержанию