Что бы такого сделать.
Или как организовать творческое дело.
Часто получается, что мы хотим что либо сделать, но не знаем как это делать правильно - качественно и быстро. В результате набиваем шишки, тратим уйму времени на ненужную работу, и часто забываем сделать то, что сделать просто необходимо. К примеру можно подготовить великолепный спектакль, сделать его рекламу и, в назначенное для показа время, растерянно смотреть в глаза пришедших зрителей у дверей закрытого актового зала, потому что вы, всего то на всего, забыли взять ключ. Согласитесь, не очень приятная ситуация.
Говорят, что учиться нужно на чужих ошибках. Весьма спорное утверждение, я еще ни разу не видел человека, который на все 100 процентов использовал опыт других людей, и не повторял бы их ошибок. Может быть это и не так уж необходимо? Действительно, человек не стукнувшийся ни разу головой о стенку, хотя ему и говорили, что будет больно, никогда не поймет, и не почувствует до конца, что так делать не нужно.
Однако, вместе с этим, бывают ситуации в которых не знаешь как поступить, и тогда тебе действительно может пригодиться (или даже потребоваться) чей-нибудь добрый совет; и вовсе не для того, что бы вслепую им воспользоваться, а для того, что бы иметь некую опорную точку, некий базис для своего собственного решения.
Большую часть времени мы с вами занимаемся различными творческими делами. Когда-то они получаются хорошо, когда-то не очень, иногда все получается сразу, иногда долго сидишь и даже не знаешь с чего начать.
И вот для того, что бы вы имели некоторую опорную точку для ваших размышлений по поводу очередного творческого дела, мы публикуем некоторые выдержки из теории организации коллективных творческих дел, или сокращенно КТД.
Теория коллективных творческих дел.
Существует три основных типа КТД:
- Представление.
- Малое творческое дело.
- Большое творческое дело.
БТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип КТД, а не его форма.
Далее приведем примеры основных типов КТД.
В типу „представление" относятся такие дела, как:
- Коллективные песни.
- Игры.
- Концерт.
- Концертные номера + игры с залом.
- Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).
К Малым Творческим Делам относятся:
- Телевизионные игры.
- Перемещение по станциям.
- Конкурсы.
- Несценарные ролевые игры.
А Большое Творческое Дело может быть следующим:
- Конкурс или набор постановок.
- Сценарные ролевые игры.
- Разновидности диспутов.
Алгоритм организации КТД.
То есть какие шаги нужно сделать при подготовке дела.
- Определить цели КТД.
То есть понять для чего оно, это дело, нужно, и кому оно нужно.
Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь
- Определение контекста данного дела.
Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после. К примеру не стоит проводить „День именинника" в канут празднования 9 мая.
- Определить содержание дела.
Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД.
К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы.
Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.
- Определить возраст и количество участников и согласовать с ними факт проведения КТД.
- Определить тип и форму дела.
Форма определяет как будет проходить это дело.
Пример: Праздник посвященный 850-тилетию Москвы.
Цель - знакомство с родным городом, его благоустройство, организация подарка его жителям.
Содержание - представление для жителей микрорайона, субботник, беседы о известных москвичах, о роли каждого в жизни города, праздник города в школе.
Форма представления для жителей микрорайона - концерт, субботника - тимуровская ночь, беседы о москвичах - концерт (агитбригада), бесед о роли каждого - диспут, праздника в школе - ярмарка.
Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: познакомить ребят с "Островом" можно через представление на сцене и через перемещение по станциям, обсудить проблему отношений с родителями можно на диспуте и посредствам листка "Я хочу всем сказать".
- Решить организационные моменты. Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д. (Организационные моменты мы опишем отдельно).
- Провести КТД.
- Подвести итоги КТД.
Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. (Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов). А проще говоря - соцопрос.
После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).
А сейчас более подробно остановимся на организационных моментах, потому что именно о них и забывают в первую очередь.
Организационные моменты:
- Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
- Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
- Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
- Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
- Реклама дела.
- Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной - записи песен).
- Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").
- Оформление места проведения дела (шарики, плакаты и т.д.).
- Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жури (к примеру таблички с оценками на КВН).
- Подготовка призов победителям.
- Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.
- Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела (начальством школы, инструкторами, родителями и др.).
- Организация прессы: фото, видео, статьи.
- Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).
- Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие классы могут прийти в повседневной одежде - необходимо предупредить их заранее, на турслете может идти дождь - взять с собой плащи).
- Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. (Пример: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, новогодней сказки не будет).
- Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.
В следующем выпуске мы постараемся описать некоторые творческие дела и формы, которые могут вам пригодится, а также формы разнообразных диспутов, а то спорить мы любим, а как можно спорить - не знаем.
Напишите, пожалуйста нам ваше отношение к материалам подобного рода, и к их стилю изложения, мы постараемся учесть все ваши пожелания.
Инструктор Лебедев
Вернуться к содержанию