Младший инструктор -- кто он.

Тяжела ты, шапка Мономаха
- Так когда же появились
младшие инструктора?
- А когда Христа распяли
(из разговора)

        Жизнь рядового десятиклассника и так, в общем-то, не сахар. Особенно если он (хотя, скорее, она) учится в 45-й школе. Однако летом 1997 года многим из этих самых десятиклассниц жизнь еще усложнили. Их сделали младшими инструкторами. Правда, представление об этом занятии у многих из них было очень разное, иногда даже противоречивое. Кто-то, например, представлял себе это лишь как нечто, приду манное специально для „переростков", чтобы им не так скучно жилось, однако никаких особенно прав (соответственно, и обязанностей) им это не даст. Но это лишь одна точка зрения. Другие же представляли, что „функции и полномочия" младшего инструктора на отряде гораздо обширнее, чем у старшего, который будет появляться только на свечки, не принимая в работе и жизни отряда особо активного участия. Бытовала даже такая точка зрения, что младший инструктор отрядная нянька, которая утирает носы, кормит с ложечки, проверяет, у всех ли чистые руки, укладывает спать и т. д.
        Но несмотря на то, что представления у всех были разные, первое, что почувствовали в большинстве своем новоиспеченные инструктора радость, гордость и даже счастье. Разумеется, нередко смешанные со страхом как-никак ответственность. Но первый восторг через какое-то время приутих, и пришлось взяться за работу - ведь младшим инструкторам приходилось вкалывать в прямом смысле этого слова - помимо работы на отряде на них тяжелым камнем висел учет работы. Лично я проникалась глубочайшим профессиональным сочувствием, видя по утрам печальное лицо своего младшего инструктора, как, я полагаю, и прочие „старшие". Я думаю, что многие помнят те несколько дней, когда больше половины младших инструкторов просто „вышли из строя" - какой-то поголовный мор...
        Но все эти трудности уже забыты, и сейчас вспоминается в первую очередь то, чему научились ребята за тот месяц. И это с лихвой перекрывает их страдания. Говоря о своем опыте работы в качестве инструктора, очень многие использовали выражение задвигать себя на задний план. Приятно было слышать, что многие научились больше работать на отряд, чем на удовлетворение каких-то своих личных амбиций. Кстати, девятиклассникам, которым предстоит на грядущем сборе принять на себя бремя отрядного инструкторства, стоит об этом подумать. Конечно, вам захочется самим все делать ведь вы уже многое знаете и умеете. Но гораздо важнее, сложнее и интереснее будет помочь другим научиться делать то же самое на своем личном опыте, а не по команде „сверху".
        Казалось бы, все отлично - младшие инструктора получили бесценный опыт, но... Как они его будут применять? У меня создается впечатление, что весь этот месяц работы для многих из них как бы высшая ступень, а что за ней? К сожалению, все те знания, похоже, обречены пропасть впустую. Конечно, вы одиннадцатиклассники, вы очень заняты, и ваша основная цель на данный момент - это институт, или университет, или еще Бог знает что, и времени, как всегда, не хватает. Разумеется, есть „молодежь", которой еще учиться и учиться, и пускай они занимаются этими ЧТП - это им вполне „по зубам", и зачем тратить на это время... И получается, что в пятерках как будто по две половины „старички", для которых обычное творческое поручение уже слишком мелко, и новенькие, которым еще не все успело надоесть. Хотя кто знает, сколько они еще продержатся но одном энтузиазме да постоянных напоминаниях со стороны пятерки „Инструктор". Боюсь, что недолго. Для чего же тогда вы работали, и чему-то учились, о шибались, и искали решение проблем? Неужели для того, чтобы потом, достигнув какого-то уровня, на нем и остановиться? Разве не хочется?
        Кстати, что характерно, что практически все младшие инструктора моментально, работая на отряде, стали называть своих подопечных „детьми" - что-то будет с девятиклассниками?

Надежда Грубник


Вернуться к содержанию