Детская организация или организация детей.

        Уже прошло много лет с тех пор, когда в наш 10 класс "А" вошла одна учительница и предложила принять участие в музыкально-поэтической композиции посвященной творчеству Светлова. Признаюсь, что в первый момент эта идея не пробудила во мне особого энтузиазма, но я все же пришел на первую репетицию и... через месяц мы уже показывали нашу композицию на одном из школьных вечеров.
        Сложно описать, какое удивительное чувство охватывает тебя, когда ты работаешь вместе со своими товарищами на репетициях, когда стоишь на сцене, декламируешь стихи или поешь песни... Нам было очень интересно, и, когда в канун майских праздников она снова пришла к нам с новой композицией о Великой отечественной войне, то сомневающихся уже не было.
        На следующий год, хотя это был уже выпускной класс, мы сами подошли к ней с вопросом о новой композиции, но, к сожалению она сказала, что времени у нее теперь совсем мало. Да и администрация школы не очень положительно относится к нашей деятельности. Мы очень расстроились. Однако через некоторое время пришла мысль самим написать сценарий и заняться постановкой.
        Мы разделились: кто-то подыскивал материал, кто-то писал сценарий, кто-то занимался костюмами и музыкой, а на мою долю выпало договориться по поводу помещения для репетиций и аппаратуры. Я пошел к директору, и на мою просьбу услышал очень интересный вопрос: "А кто из взрослых занимается с вами?", на что я честно ответил, что никто. Тогда мне предложили сделать все это под эгидой еще не умершей в то время пионерской организации, под контролем старшей пионерской вожатой, на что я ответил, что мы не имеем отношения к пионерской организации и... Мы еще долго беседовали, но ушел я все-таки без ключа. На этом и закончилась наша, невеселая история с музыкально-поэтическими композициями.
        Когда я беседовал с директором нашей школы, то она периодически повторяла словосочетание "Детская организация", и я мучительно пытался понять, что же оно означает, но так и не понял до конца.
        Прошли годы. Теперь я понимаю, что имела в виду наша директор, произнося "Детская организация".
        Понимаю и не соглашаюсь. Не соглашаюсь потому, что когда взрослый, даже самый хороший, умный и честный стоит ВО ГЛАВЕ организации, управляет ею, то это не детская организация, а организация детей (то есть когда детей на что-то организуют). Когда от детей практически не зависит то чем они будут заниматься, когда за детей решают как они будут общаться между собой и какие законы и правила они будут выполнять, когда за детей решают, что им интересно и нужно, а что нет.
        ...Когда мы - молодые и бесшабашные студенты работали в летних оздоровительных лагерях вожатыми, мы уже знали, что если мы сохраним в себе некий задор и не перестанем РАБОТАТЬ с детьми, то мы приложим все усилия, чтобы сделать по-настоящему детскую организацию, в которой сами будем максимум помощниками и консультантами - инструкторами.
        И вот нашей организации скоро будет год. Как не прискорбно это осознавать, но мы создали то, от чего пытались уйти, мы создали организацию детей. Наверное в этом есть наша обоюдная вина - мы, инструктора, видимо не смогли сформировать у вас потребность быть хозяевами в нашей организации, а вы, очевидно, не совсем к этому стремились...
        Вы конечно скажете, конечно это организация детей, потому что нам не дают принять никакого, хоть сколько-нибудь важного решения, взять к примеру то же предложение об изменении системы ЧТП, и вы будете абсолютно правы, но... предлагая изменить систему ЧТП вы не предлагаете ничего взамен.
        Что вам нужно от нашей организации? Какой вы ее видите в идеале? Подумайте. Это очень важные вопросы.
        Я не знаю точных ответов на них, но я думаю; потому что если не думать над этими вещами - то ничего, на мой взгляд, путного не выйдет. Пока я вижу, что кроме желания просто общаться между собой, никаких других желаний у вас нет. И это очень обидно, потому что получается, что наша организация нужна вам только для того, чтобы у вас был подвал, возможность съездить в лагерь или сходить в поход...
        Я точно знаю, что организация, в которой нет живой деятельности, и нет никакого интереса, кроме интереса в общении -это мертворожденное дитя. И я не хотел бы быть в такой организации, ни ребенком ни инструктором. Но пока надежда во мне еще жива, и я не опущу рук, и буду работать над созданием по-настоящему детской организации...
        P.S. С самого начала статьи хотел задать один вопрос, но как-то все не получалось. Так что задам его в постскриптуме:

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВДРУГ ВСЕ ИНСТРУКТОРА ИСЧЕЗНУТ,
И ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ПРИ ЭТОМ ДЕЛАТЬ?
        Очень хочется услышать ваши мнения по этому вопросу. Вы можете ответить статьей или просто письмом.
        Обращаться к автору статьи или к любому инструктору, который бы смог со мной связаться.

Инструктор Лебедев.



Вернуться к содержанию