Вы когда-нибудь видели, как собаки плачут? Вы видели эти большие, влажные и добрые глаза, из которых вытекают крупные слезикни и скатываются по безжизненной морде?.. А видели ли вы когда-нибудь у нас в школе такой спектакль, что во время последних сцен и в глазах зрителей, и в глазах актеров стояли слезы, а ребята на сцене еле сдерживали себя, чтобы закончить порученное им дело? Я увидел это впервые.
21, 24 и 26 февраля 1999 г. "Остров сокровищ" представлял в 45-й свою новую постановку "До свидания, Овраг!" по повести Константина Сергиенко. Я думаю, не стоит говорить о том, какая долгая, кропотливая, сложная и упорная работа велась на репетициях. Несколько раз частично менялся состав труппы, загруженность старшеклассников не давала им регулярно бывать на репетициях, а уж сколько раз срывали голос при подготовке режиссеры спектакля, Елена Викторовна и Виталий Викторович Лебедевы, пытаясь уговорить нас, великовозрастных хулиганов, не безобразничать и играть нормально... Но всё получилось на славу. Недаром в своей благодарственной речи 26 февраля В.В.Лебедев сказал, что он, конечно, предполагал, что на выступлении ребята "выложатся", но не надеялся, что после "тяжелого учебного дня" они выложатся "до такой степени".
Казалось бы, спектакль детский - приколы, песенки, шуточки. Герои - собачки, кошечки. Да и название такое - хоть и грустноватое, но несерьезное...
Но с первых же минут спектакля убеждаешься в обратном. Перед тобой - обычные дворняги. Такие живут рядом с моим домом, на долгострое, тоже, кстати, в бывшем овраге, питаясь подачками и подкормками посетителей Государственного Дарвинского музея, который находится неподалёку...
На сцене же - собаки. Или?... Вот появляется Чёрный (его играли Марат Авакян и Максим Варшавский). Озлобленный на весь мир и его обитателей, с израненной, больной душой. А вот показывают по телевизору шахтёра: серая кожа с въевшимися в нее угольными дробинками, усталый, загнанный взгляд. Он только что лишился работы. Его шахту закрыли из-за "нерентабельности", а его, умевшего лишь честно зарабатывать свой кусок хлеба, выбросили на улицу. Вскоре он попадет в "стаю" - очередную бандитскую группировку. А пока он сидит и долбит старой, исцарапанной каской о пыльные камни Горбатого моста, требуя невыплаченную зарплату за последние два года. "Ему некуда больше идти, ему некуда больше бежать" - перефразируя строчки песни бессмертного БГ. Жить нельзя, но он живёт. Выживает.
А вот - Хромой (Иван Буранов). Старая, заплатанная ушанка, брюки в лохмотьях... Старик-бомж идет по перрону грязного, пахнущего мазутом вокзала и собирает из урн бутылки и объедки. Его сердце полно тревогой, тоской, печалью. "А было время..." - вспоминает он, но тут же одергивает сам себя. Если он не получит сегодня за бутылки нужную сумму, то его завтра не пустит на вокзал местная мафия, и ему нечего будет есть. А то, чего доброго, еще и почки отобьют...
Вот провинциал-интеллигент, окающий милашка Головастый (Юрий Стефанов). Он очень хочет донести людям то, что он знает, что чуствует, хочет узнать больше. Но не может - не хватает средств, знаний, умения. А вот учитель из далекой Сибири, одетый в засаленный пиджак с протертыми на локтях и заплатанными рукавами. Он приехал просить денег на учебные пособия для детей, которые не выплачивают уже три года. Приехал, чтобы получить отказ и традиционное "ждите, разберемся".
А это - Такса (Анна Гаврилейко), экс-жена профессора, экс-дама, бывшая сотрудница закрытого НИИ, которая теперь вынуждена торговать китайским тряпьем на оптовом рынке; приходит молодой, но уже сильно обозленный на мир Кусачий (Дмитрий Петров) (разве не такие по вечерам нюхают клей в наших подвалах, днём заправляя машины на бензоколонках). Крошка (Елена Верховская) - пожалуй что, единственное абсолютно чистое и беззаботное создание во всей стае, принимающее реальность такой, какая она есть, примиряющаяся с окружающим миром и умеющая в нём выживать.
Теперь стоит вспомнить пьесу М.Горького "Бывшие люди": Тяп - Хромой, Учитель - Головастый, Кувалда - Чёрный. У Горького - социальное дно конца XIX в., у Сергиенко-Лебедевых - социальное дно постперестроечных 90-х. А ведь животных для изображения людских характеров использовал еще "дедушка Крылов"...
Есть и другие герои: "оноворощенный", столь крутой, сколь и тупой Привязанный (Артемий Пушкарёв и Роман Архангельский), феминизированные, независимые кошечки и властная, умелая, порочная, хитрая, пронырливая, цепкая Кошка (Наталья Алейкина), добродушный толстяк, оптимист и весельчак, кот Ямомото (Николай Баранцев).
Отдельный разговор - про Гордого (Пётр Копылов). Это творческое, думающее, независимое, но, в то же время, ранимое существо, чувствующее чужую боль, как свою, готовое придти на помошь. Он - творец, художник, поэт. И точно также, как когда-то Художник помог ему самому, Гордый помогает несчастному, одинокому, брошенному, покинутому Новому (Павел Стуколов). Он - летописец, он - рассказчик. Он чувствует и единение с природой - старым Дядюшкой Оврагом (С.Д.Воробьев), и с людьми, верит, что среди них есть добрые хорошие; он понимает каждого из стаи, в то же время не будучи ее членом. За Гордыми - будущее. Гордость и Честь спасут из любой беды.
Спектакль, начавшийся веселыми нотками, шутками, песнями, становится всё более и более непростым, неоднозначным и, под конец действия, достигает своей высшей, критической точки напряжения. Комедия становится трагедией. Этому способствует и постоянный текстовый лейтмотив, который чувствуется от начала до конца спектакля - слова героев об отношении к ним людей, как чужих, так и их бывших хозяев. Есть о чем задуматься...
Наконец, хочется сказать, что, во-первых, спектакль никогда бы не стал таким, каким его увидели зрители, не будь в нем замечательных песен и музыкальной аранжировки. Ведь наш спектакль - мюзикл. Часть песен и музыки написали сами ребята, но всю работу по подготовке большинства фонограмм и написанием музыки для многих песен занимался бессменный музыкальный редактор и оформитель школьных спектаклей С.Н.Щербаков.
Отдельное спасибо Л.Щербаковой за замечательные стихи, которые она написала почти что для половины песен (в т.ч. и моей). Во-вторых, осуществилась моя давняя мечта - "Остров" наконец-то поставил серьезное, проблемное произведение. Точнее сказать, переработав повесть Сергиенко в сценарий, В.В.Лебедев сделал его проблемным.
...Я шел по ночной Москве после спектакля, и вдруг меня обогнала маленькая дворняжка. Сердце сжалось. "Гордый, Гордый!" - тихо позвал я. Собачонка обернулась. Подойдя ко мне, обнюхав мои руки и поняв, что ничего съедобного в них нет, она деловито и независимо побежала дальше. Гордый, пусть всё будет хорошо!...
"Мы в ответе за тех, кого приручили!" - говорят герои со сцены словами Антуана де Сент-Экзюпери и смотрят в зал. А что мы можем ответить?..