- То, что ты стал младшим
инструктором - это было ожидаемым
событием?
- Очень!
- Когда ты раньше ездил на сборы,
у тебя были и младшие и старшие
инструктора, и, безусловно, ты видел
достоинства и недостатки в их
работе. Что бы из их работы ты хотел
взять и использовать в своей работе?
- Я не могу сказать, что все
хорошее, что я буду использовать я
взял от них. Может, это
действительно так, но откуда это я
взял, я не знаю. Может это
передалось от вас - инструкторов?
Я знаю, что мне нравится. Нравится,
когда отряд с инструктором - одно
целое. Когда инструктор не
воспринимает себя, как нечто сверху,
а как почти наравне.
- Инструктор себя не
воспринимает себя, „как сверху",
или ребята его так не воспринимают?
- Ребята скорее, то есть
ребятам приятно, когда инструктор -
он такой же, как они, у него те же
права.
- А инструктор, он имеет право
ощущать себя, как бы выше?
- Ну, конечно, имеет право. Но я
бы так не делал.
- Следующий вопрос: ты на
ближайшем сборе будешь работать с
отрядом, тебя не смущает, что в
твоем отряде будут ребята старше
тебя по возрасту?
- Смущает!
- А что смущает?
- То, что они не воспримут меня,
как старшего. То есть, если человек
не новичок, он четко представляет
роли всех на сборе или в лагере, а
так будут на меня смотреть, как на
этого...
- Из твоих слов получается, что
инструктор это обязательно старший
по возрасту?
- Нет. Может, знающий чуть-чуть
больше, опыта больше... Но он может
быть инструктором только в той
ситуации, когда люди знают, что он
инструктор, что он имеет право куда-то
их направлять.
- А ты в себе ощущаешь такое
право?
- Да ощущаю. Но пользоваться
этим правом постараюсь минимально.
- А каким бы ты хотел видеть
свой отряд и свои взаимоотношения с
ним в идеале?
- Я уже говорил об этом. Чтобы
мы были как бы наравне, чтобы ребята
знали, что я знаю чуть больше, и
обращались ко мне за советом, за
помощью. А если я немного
организовываю их работу, они не
должны на меня обижаться за это. То
есть инструкторство - это взаимный
процесс.
- Перед сбором ты проходил
учебу младших инструкторов. Что ты
получил от нее?
- Если честно, то мне она не
нужна была. Ну если только для того,
чтобы структурировать, то что я уже
знаю, как бы по полочкам разложить.
И, вообще, этому нельзя научить, это
прочувствовать надо. Может быть,
это несколько самоуверенно, но мне
кажется я бы смог уже работать с
отрядом и без учебы.
- Что ни говори, инструкторство
- это педагогическая работа. Ты
собираешься по прошествии сбора
продолжать работать с ребятами, как
организатор, как младший
инструктор?
- Не знаю. Наверное, это мне
быстро надоест. Потому что вместо
того, чтобы со своими друзьями
общаться, придется с малышами
возиться...
- А ты хотел стать младшим
инструктором?
- Да, хотел.
- А ты не ощущаешь, что ситуация
несколько двойственная: с одной
стороны ты хотел стать младшим
инструктором, с другой стороны
отработать сбор и все?
- Ну, на самом деле, я еще точно
не знаю, может быть, и буду.
- Следующий вопрос достаточно
сложный: как ты оцениваешь
деятельность младших инструкторов,
которые были до тебя?
- Нормально. Были свои плюсы,
были свои минусы. Минусы - это то,
что много времени отводилось
личным разборкам и злоупотребление
служебным положением. То есть,
когда показывают, что он значит
больше, чем мы, и можно сидеть,
ничего не делать, хихикать или,
когда два младших инструктора
начинают ругаться у кого
правильный подход, у кого нет...
- Ты был свидетелем таких
ситуациях?
- Ну, я догадывался, что это
происходит. Когда обсуждают что-то,
а потом младшие инструктора
говорят друг другу: „Пойдем выйдем,
поговорим", ну и так далее.
- А вообще практика младшего
инструкторства - это нужно кому-то
или нет?
- Ну, инструкторам нужна чтобы
видеть, что все их знания умения
находят выход - что-то типа экзамена.
А для ребят - показать, что все равны,
ведь инструктор - это не тогда,
когда все такие большие.
- А равенство, на твой взгляд,
это иллюзия или реальность?
- А это, как создать! Можно и
иллюзию, а можно реально. Когда
дружба есть между возрастами, там,
дни рождения вместе справлять...
- А нужна она - дружба между
возрастами?
- Да, а то вот некоторые учителя
- они важные такие, им можно нас на 10
минут после уроков задерживать...
Это неуважение какое-то...
- А вот тебе самому интересно
дружить с пятиклассником или
шестиклассником?
- Дружить, пожалуй нет. Но
относиться к нему, как к равному
тебе человеку.
- Ну и последний вопрос: что бы
тебе хотелось пожелать другим
младшим инструкторам и себе в
преддверии сбора?
- Чтобы была хорошая атмосфера
в отряде, были выступления хорошие,
чтобы все смогли стать друзьями.
С Петей Копыловым беседовал Виталий Лебедев