Чередование Творческих поручений
В. Лебедев, Д. Путимцев
Методика "Система Чередования Творческих Поручений" была разработана Игорем Ивановым в 60-е годы нашего столетия, с тех пор она получила достаточно широкое распространение в нашей стране. Система ЧТП преследует цель всестороннего развития ребенка. Методика позволяет познакомиться с широким диапазоном направлений деятельности и дает возможность ребенку попробовать себя в них.
ЧТП основано на списке "традиционных поручений", одно из которых выбирает себе "пятерка" (структурное подразделение организации) на месяц (в школе) или на 3-хдневку (в лагере). Формирование списка происходит исходя из возраста и опыта ребят, ситуации, в которой приходится работать.
Система ЧТП - одна из наиболее эффективных методик по формированию самоорганизации и самоуправления разновозрастных коллективов ребят. Результат достигается за счет того, что ребята свободны в выборе себе поручения на месяц, но при этом все поручения должны быть выполнены хотя бы один раз, что в ненавязчивой форме принуждает ребят к самостоятельному краткосрочному и долгосрочному планированию своей деятельности.
Разнонаправленность поручений - одна из изюминок этой методики. Широкий спектр направлений деятельности не только позволяет развивать широкий кругозор, но дает возможность проявить себя в видах деятельности, не интересовавших ребенка ранее, то есть открыть в себе новые таланты и интересы.
Старшие ребята, часто выступающие, как кураторы "пятерок", пробуют себя в роли инструктора, преподавателя.
Ниже мы приводим пример описания для детей ряда традиционных поручений, которые, на наш взгляд, охватывают достаточно большой возрастной промежуток, наиболее реальны к выполнению и развивают достаточно большое колличество знаний и умений востребованных в жизни, но не формируемых в школе. Данный список был опробан течение 5 лет в школе и лагерях наше й организации.
Примечание: В системе ЧТП интересно учавствовать не более 2-3 лет, после которых необходимо дать возможность ребенку самоопределиться в какой-либо конкретной области либо поменять его статус.
Игры с начальной школой
Проведение различных творческих дел с учащимися младшей школы (1-5 класс). Готовит дело пятерка, а малыши только участвуют. Примерами таких дел могут быть варианты телевизионных игр, таких как "Поле чудес", "Угадай мелодию", "Любовь с первого взгляда" и другие. Возможно проведение простой игротеки: игры с ребятами на переменах или после уроков, в школе или рядом с ней. "Играми" также может считаться разучивание и пение песен с ребятами.
Проведение ЧТП "Игры" очень важно так как знакомит младшие классы с деятельностью "Острова Сокровищ" и привлекает в него новых островитян.
Рекомендации:
- Выбрать возраст с которым вы хотите работать.
- Определить, что вы собираетесь проводить: вариант телевизионной игры, игротеку, песни или что-нибудь иное.
- Поговорить с учителем того класса, в котором вы собираетесь проводить "игру": рассказать о задумках, определить время проведения, учесть его пожелания, может быть попросить помощи, если она необходима.
- Разработать "игру", продумав какое помещение и какие материалы необходимы для ее проведения. Изготовить необходимые материалы.
- После проведения "игр" определить понравилась ли она ребятам, что было хорошо, что необходимо учесть в следующий раз. Спросить мнение учителя.
- Предоставить свои заметки и фотографии, тем кто выпускает газету и отвечает за летопись. (Не забудьте на проведение дела взять фотоаппарат.)
- Постарайтесь занять новый класс, а не тот, с которым играла предыдущая пятерка.
- Варианты игр, тексты песен всегда можно спросить у посвященных островитян.
Дежурство
Дежурство является творческим поручением, просто надо к нему относится соответствующе. Задачей дежурной пятерки является не только чистота Острова, но и все технические вопросы, встающие в процессе деятельности: оформление актового зала, приведение в праздничный вид сушилки и многое другое, о чем эту пятерку информирует дежком "Острова".
Организация чаепития - тоже задача дежурных.
Рекомендации:
- Не обязательно убираться каждый день, главное что бы там всегда было чисто.
- При уборке необходимо: подмести, вымыть пол, полить цветы, убрать валяющиеся вещи, расставить мебель (стулья и столы), навести порядок на стенах, помыть посуду, выбросить мусор из ведра, вылить воду из другого.
- Если другие пятерки оставляют за собой много грязи, информировать об этом дежкома "ПолуОСТРОВА" или повесить объявление на доску объявлений.
- Установить дежурство в пятерке по уборке.
- При подготовке чаепития прикинуть сколько на это необходимо денег и как их можно достать (к примеру взять из кассы "ПолуОСТРОВА", спросить дежкома, собрать с островитян).
- Своевременно закупить чай и "к чаю" и до собрания порезать и разложить все это, также вскипятить чай.
Иногда деньги бывают у инструкторов.
Летопись
Летопись - изложение всех событий происходящих на "Острове Сокровищ". Для летописи у нас существует специальная папка с файл-вкладышами внутри, все материалы летописи помещаются в нее.
Рекомендации:
- Принять летопись от предыдущей пятерки.
- В летопись помещаются описание проходивших дел, заметки из газет по этим делам (можно и не из газет), фотографии, повестки дня проходивших собраний и их решения, объявления, приглашения, куски декораций, обрывки погон и шевронов - в общем все материалы используемые при работе Острова.
- Если никто из вас не был на каком либо мероприятии то необходимо получить информацию о нем от других.
Фотогазета
Фотогазеты делаются на листах формата А2 и подшиваются друг к другу. Фотогазеты это самая наглядная и красочная история "Острова", она нужна как вам (что бы повспоминать дела ушедших дней), так и тем, кто придет после вас.
Рекомендации:
- Не забывайте, что газета посвящена ВСЕМУ периуду, а не трем последним дням!
- Выяснить что такое формат А2.
- Если никто из вас не был на каком либо мероприятии то необходимо получить информацию о нем от других.
- Фотогазета делается стандартного размера, она должна отражать жизнь "Острова", островитян и нашей школы.
- Идя на какое либо дело, подумайте не забыли ли вы фотоаппарат и ручку с листочком, что бы зафиксировать то что будет происходить.
- Вопросы закупки пленки, бумаги, фломастеров и т.д., а также оплаты печати фотографий решаются с дежкомом "Острова" или с инструкторами.
Газета
Одна из форм общения организации (коей мы и являемся) и людей нас окружающих является газета. Через газету ребята, пока с нами незнакомые, смогут узнать о нашем существовании и о тех делах которые мы проводим. Выбор формы газеты (стенная, фигурная, радиогазета) предоставляется пятерке ответственной за это ЧТП.
Рекомендации:
- Газету можно выпустить на компьютере! Такую газету можно размножить и продавать. Консультации у инструкторов - информатиков.
- Используйте материалы оставшиеся от прошлой пятерки и от поездок.
- Если вы не знаете как должна выглядеть та или иная форма газеты (стенная, объемная, компьютерная) то не стесняйтесь обращаться к посвященным островитянам и инструкторам.
- Газета должна соответствовать принятым стандартам. (печатный шрифт, рамки, сведения о редколлегии и т.д.)
- Работайте в тесном контакте с пятерками отвечающей за летопись и фотогазету это поможет и вам и им.
- Газета должна отражать всю жизнь "Острова".
- Используйте фотографии и рисунки.
- В "Островной" газете могут быть материалы не только островитян, однако не стоит переписывать все подряд откуда либо.
- Не забывайте, что "Остров" существует не только в нашей школе.
- Вопросы закупки канцтоваров, печати фотографий решаются с дежкомом "Острова" и инструкторами.
Сюрприз
"Сюрприз" - это маленькая творческая миниатюра или игра на наших ежемесячных собраниях. Примерами сюрпризов могут стать сценка, конкурс, игра с собравшимися, подборка песен и многое другое. Главное от чего стоит отталкиваться при подготовке сюрприза это от самого слова "сюрприз", вы готовите сюрприз для всех остальных. (Сюрприз - это ПРИЯТНАЯ неожиданность).
Если во время вашего ЧТП на "Острове" или в школе проходит какое-нибудь мероприятие схожее по своему смыслу с творческой миниатюрой, то в качестве "сюрприза" совет ДК может вам поручить подготовку и проведение этого дела. Примерами таких дел могут стать: концерт, новогодний маскарад, капустник и т.д. Однако это не означает, что в рамках этого дела вы делаете все. Вы становитесь советом дела этого мероприятия и вправе раздавать задания другим пятеркам или отдельным островитянам, и ваша задача не сделать все самим, а организовать это дело вместе с другими.
Рекомендации:
- Избегайте повторения форм: если предыдущая пятерка делала игру то не стоит проводить игру и вам - это скучно.
- Сценки не обязательно придумывать самим - можно взять уже написанную кем-нибудь.
- Организовать дело это значит продумать:
- его содержание (что мы будем делать),
- его форму (это будет игра, диспут, кругосветка или что-то другое), - когда необходимо закончить подготовку,
- кого необходимо предупредить,
- какие помещения будут нужны и как взять от них ключи,
- какие материалы необходимы и кто их будет готовить,
- чья помощь Вам потребуется.
- Напишите список задач которые необходимо решить.
Соцопрос
Вследствие того, что мы существуем не в замкнутом пространстве, а в обществе нам необходимо постоянно общаться. А в том, что бы лучше узнать интересы ребят и их взгляды на жизнь, нам поможет социологический опрос.
Рекомендации:
- При проведении соцопроса, можно использовать диктофон.
- Определите заранее опрашиваемую группу (островитяне, инструктора, восьмиклассники и т.д.) Соцопрос - работа с большой группой!!!
- Выберите тему опроса. Подберите, четко сформулируйте и запишите вопросы.
- Продумайте как фиксировать ответы для последующей обработки.
- Обработайте ответы и оформите результаты. (Возможна обработка результатов на ЭВМ.)
- Продумайте форму представления результатов и коментарии к ним. (газета, информационный листок, телеигра “100 к 1” и т.д.)