Место детской организации в школе

Виталий Лебедев, 2006

Что такое детская организация? И почему автор статьи определил ее место именно в школе? Вопросы далеко неоднозначные и ответы на них не так просты, как может показаться на первый взгляд.

Попробуем разобраться. Итак, детская организация. Чем она отличается от детского объединения, клуба по интересам, кружка, в конце концов?

Педагоги 10-й гимназии г. Красноярска определили это так: "Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство." Таким образом, детский клуб и кружок отличаются от детской организации прежде всего наличием социально ценной идеи, то есть направлением вектора интересов. Если в кружке и клубе вектор направлен во внутрь, то есть, на самих участников клуба или кружка, то в организации вектор направлен во вне, то есть на общество.

Подавляющее большинство ребят ищут в детских объединениях реализации своих возрастных потребностей: коммуникативную (желание неформально общаться), деятельную (желание производить продукт), творческую (желание реализовывать свои идеи), амбиционную (желание быть признанным). Часто эти потребности вступают в противодействие друг с другом, например идея одного ребенка может быть встречена негативно другими детьми, затянувшееся по времени обсуждение ставит под удар произведение продукта и так далее. В качестве одного из решений подобного рода противоречий и возникли детские организации, где помимо желаний участников существуют еще и правила их взаимодействия описанные в законах, принципах или уставе организации. Таким образом, детская организация является более структурированной и простой в понимании ребятами, чем детское объединение.

Еще одной отличительно особенностью детской организации является самоуправление и самодеятельность, то есть возможность любого члена коллектива влиять на те самые правила взаимодействия (формально выраженные в принципах, законах и уставе) и возможность определять конкретику своей деятельности в текущий момент (формально выраженную в плане работы, планируемых проектах и так далее). Долговременная детская организация не может существовать без участия взрослых. Так как общественная деятельность регулируется законодательством, для которого дееспособным лицом является только совершеннолетний гражданин, то для реальной работы организации необходим минимум один взрослый представитель. Деятельность взрослого в детской организации регулируется теми же принципами, законами, уставом, в соответствии с которыми живут и все остальные.

Но роль взрослого в организации особая. Даже не имея на то желания, взрослый человек в детской организации становится педагогом, так как действительная реализация детских потребностей спроецированная на общественный характер деятельности организации ставит его в педагогическую позицию.

Таким образом, как бы не формулировалась цель (идея) организации, для педагога она формулируется однозначно: образование ребят.

Школа тоже является общественной организацией, основной целью которой является образование ребенка, то есть формирование целостной личности современного человека. И деятельность школы, безусловно, является социальной.

Получается, что основные цели педагогов, работающих в школе и педагогов работающих с детскими организациями - общие.

Тогда, почему получается так, что очень многие (если не подавляющее большинство) детских организаций базируются в домах творчества, социальных центрах при других, совершенно не образовательных, учреждениях?

Наверное, лидеры детских внешкольных организаций, с одной стороны, и администрация школ с учителями, с другой стороны, долго могли бы кидаться друг в друга камнями, однако есть объективные причины, которые "заставляют" искать такое разделение.

К сожалению, школа далеко не всегда готова "смириться" с самодеятельностью и самоуправлением детской организации, а лидеры детских организаций (да и дети тоже) с необходимостью учитывать интересы школы.

Создается парадоксальная ситуация - с одной стороны и детская организация и школа стремятся к развитию ребенка, с другой стороны, зачастую видят друг в друге только объект для реализации своих потребностей. (К примеру, детская организация хочет иметь помещения, финансирование, а администрация школы хочет, чтобы детская организация взялась за уборку школы и непосредственно (а не опосредовано) влияла на успеваемость в школе.)

Но, несмотря на вышесказанное, я искренне продолжаю считать, что место детской организации именно в школе. Во-первых, для детской организации школа является огромным многослойным социальным объектом, что позволяет существенно расширять социальную деятельность организации, и развивать ее (в зависимости от возраста участников) постепенно. К примеру, в возрасте 12-13 лет социальным объектом может стать конкретный класс начальной школы, конкретное помещение или территория школа, а в 15-16 лет социальным объектом уже становятся все классные коллективы, то есть организованные мероприятия идут уже на общешкольном уровне.

Во-вторых, образовательный процесс идет комплексно, с участием большого количества педагогов. Это позволяет избежать рядя рисков связанных с личными особенностями лидеров детских организаций и учителей, а так же координировать свои действия для достижения лучшего педагогического результата.

В-третьих, расширяется методическая и ресурсная база образовательного процесса. То есть, методики работы детской организации могут быть использованы для проведения уроков и, наоборот, для реализации тех или иных внеурочных проектов могут быть задействованы уроки и элементы предметных программ. Школа может помогать организации помещениями, финансами, осуществлять нормативно-правовую и бухгалтерскую помощь, детская организация может направлять своих детских лидеров для проведения тренингов, кружков и других занятий с учащимися.

В-четвертых, и, пожалуй, это самое существенное, школа и детская организация могут быть полезны в рамках реализации практикориентированного подхода. Не секрет, что российское образование грешит оторванностью от реальной жизни, а то и больше, запредмеченностью! Тогда, как детская организация уделяет мало внимания или не уделяет вовсе использованию научной и предметных основ для своих дел. То есть школа уделяет основное внимание изучению чего-либо, а детская организация "деланию" (реализации) чего-либо. Это имеет вполне разумное обоснование: у школы не предусмотрен полигон для практической реализации информации и умений полученных на уроках, а в детской организации недостаточно ресурса для преподавания всех дисциплин, которые востребованы ее деятельностью.

Мне кажется, что взаимный интерес очевиден! Для его реализации достаточно немного изменить угол зрения на содержание мероприятий детской организации и преподавание предметов конкретными учителями (как минимум) и администрации школы (как максимум).

Таким образом, я вижу детскую организацию, как одну из компонент образовательной концепции школы, реализующие то, что достаточно тяжело или невозможно реализовать в рамках классно-урочной системы.

Однако подобного рода интеграция потребует и определенных усилий, как от детской организации и ее лидеров, так и от школы и ее администрации. Придется сделать несколько шагов друг на встречу другу!

Лидер детской организации должен четко понимать, что организация - это не отражение его творческой личности и его педагогических и эмоциональных амбиций, а образовательная структура, являющаяся элементом другой образовательной структуры. Члены детской организации будут вынуждены соизмерять свои потребности и интересы с интересами и потребностями социума школы.

Администрации школы придется учитывать мнение органов самоуправления организации и с управленческой, и с педагогической точек зрения одновременно. Отдельным учителям придется смириться с мыслью о существовании детского органа управления, который взаимодействует с администрацией школы и представляет там свои интересы.

В конце концов, администрации школы придется взять на себя ответственность за ресурсное и правовое обеспечение работы детской организации.

С грустью, могу констатировать, что на текущий момент ни на правовом, ни на ресурсном, ни на методическом уровнях места детской организации в школе нет. Но нет, это совершенно не означает - не может быть!

И вот, на весах оказываются объективные и субъективные сложности с одной стороны и преимущества с другой. Что перевесит?

Хочется верить, что перевесят интересы детей.