Глава II. Практика театральной постановки с временным детским коллективом

Работа над спектаклем

Жанр спектакля

Музыкальная сказка в жанре комедии, так как главное действующее лицо в конце достигает своей цели.

Образ спектакля

Выбор образа спектакля оказался достаточно сложным процессом. В результате продолжительной работы в качестве образа было выбрано солнце и все, что с ним связано. Солнце как символ света, радости, счастья.

Несмотря на то, что непосредственно солнце не присутствовало в сценографическом решении спектакля, оно проявлялось в массе деталей: цветовой гамме костюмов, и, в первую очередь костюме главного действующего лица, в цвете декораций и реквизита, в постоянных упоминаниях солнца главной героиней.

Именно солнце, которое увидела корова после удара о дерево, сыграло ключевую роль в осознании основной цели главной героиней – счастье для всех.

В конце спектакля этот образ проявляется очень явственно – залитая солнечным (ярко-желтым) светом сцена и улыбающиеся герои.

Зримо образ спектакля присутствует на афише (смотри Приложение №3) – солнечный круг с Коровой Зорькой посередине, вокруг которого находятся в своих образах основные герои спектакля.

План-график выпуска спектакля

Дата

Тема занятия

Пт. 2.02

Встреча с потенциальными участниками спектакля. Обсуждение идеи и темы спектакля. Знакомство с текстом пьесы.

Вт. 6.02

Встреча с участниками спектакля. Выбор функциональных ролей участников спектакля. Определение мест песен и танцев в пьесе.

7.02-19.02

Работа с авторами над стихами и песнями к спектаклю.

Вт. 20.02

Чтение для актеров пьесы вслух режиссером. Разбор основных событий пьесы. Работа с авторами песен.

Ср. 21.02

Чтение пьесы по ролям. Обсуждение характеров персонажей.

Пт. 23.02

Чтение пьесы по ролям. Обсуждение конфликтов между персонажами в каждой сцене. Тренинг по достижению своей задачи исполнителями ролей словесными действиями.

Вс. 25.02

Чтение пьесы по ролям. Этюды (по действию) по сценам 1-го действия. Работа с авторами. Обсуждение танцевальной концепции с хореографами.

Вт. 27.02

Чтение пьесы по ролям. Этюды (по действию) по сценам 2-го действия.

Ср. 28.02

Определение четкого графика репетиций по сценам. Работа над костюмами. Работа с авторами (создание фонограмм).

Пт. 2.03

Репетиции 1-5 сцен. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом.

Вс. 4.03

Репетиции 1-5 сцен. Работа с реквизитом.

Вт. 6.03

Репетиции 1-5 сцен. Выстраивание мизансцен. Вокальная репетиция.

Ср. 7.03

Репетиции 1-5 сцен. Танцевальная репетиция.

Пт. 9.03

Прогон 1-5 сцен. Вокальная репетиция.

Вс. 11.03

Репетиции 7, 14-16, 22 сцен. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом.

Вт. 13.03

Репетиции 8, 10-12, 17, 20 сцен. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом. Вокальная репетиция.

Ср. 14.03

Репетиции 13, 19, 21 сцен. Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом. Танцевальная репетиция.

Пт. 16.03

Репетиции 6, 9, 18 сцен. Работа с реквизитом. Вокальная репетиция. Обсуждение светового решения спектакля.

Вс. 18.03

Репетиции 7, 14-16, 22 сцен. Работа с реквизитом.

Вт. 20.03

Репетиции 8, 10-12, 17, 20 сцен. Работа с реквизитом. Вокальная репетиция.

Ср. 21.03

Репетиции 13, 19, 21 сцен. Работа с реквизитом. Танцевальная репетиция.

Пт. 25.03

Репетиции 6, 9, 18 сцен. Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами. Вокальная репетиция.

Вт. 3.04

Репетиции 7, 14-16, 22 сцен. Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами.

Ср. 4.04

Репетиции 8, 10-12, 17, 20 сцен. Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами. Вокальная репетиция.

Пт. 6.04

Репетиции 13, 19, 21 сцен. Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами. Танцевальная репетиция.

Вс. 8.04

Прогон драматической части спектакля. Выстраивание событийного ряда. Обсуждение светового решения спектакля.

Вт. 10.04

Репетиция 1-го действия. Расстановка музыкальных акцентов. Монтировка декораций. Обсуждение светового решения спектакля.

Ср. 11.04

Репетиция 2-го действия. Расстановка музыкальных акцентов. Монтировка декораций. Обсуждение светового решения спектакля.

Пт. 13.04

Репетиция музыкальной части спектакля (песен и танцев). Обсуждение светового решения спектакля. Монтировка декораций.

Вс. 14.03

Прогон драматической части спектакля с музыкой и светом. Монтировка декораций.

Вт. 15.04

Полный прогон спектакля.

Ср. 17.04

Репетиция 1-го действия с музыкой и светом. Монтировка декораций.

Пт. 18.04

Репетиция 2-го действия с музыкой и светом. Монтировка декораций.

Вс. 20.04

Репетиция музыкальной части спектакля (песен и танцев). Монтировка декораций.

Вт. 21.04

Технический прогон.

Ср. 22.04

Полный прогон спектакля в костюмах.

Пт. 24.04

Корректировка не совсем удачных фрагментов спектакля.

Вс. 25.04

Генеральная репетиция спектакля.

Вт. 27.04

Показ спектакля.

Ср. 28.04

Разбор спектакля.

2.05- 7.05

Работа над не совсем удачными фрагментами спектакля. Оттачивание технических моментов.

Пт. 11.05

Фестивальный показ спектакля.

Вт. 15.05

Прогон спектакля со вторым актерским составом.

Пт. 18.05

Показ спектакля со вторым актерским составом. Разбор спектакля.

16.05-24.05

Запись диска с песнями из спектакля в студии звукозаписи гимназии.

Пн. 25.05

Коллективный анализ работы над спектаклем.

Работа с исполнителями

После того, как была выбрана пьеса, состоялось организационное собрание всех желающих принять участие в работе над спектаклем. На собрании методом поисковой беседы были обсуждены тема, идея и основной конфликт пьесы, после чего была выдана ксерокопия пьесы для прочтения.

На второй встрече обсуждались главные персонажи пьесы и были выбраны исполнители главных ролей. Также пьеса анализировалась на предмет тех сцен, которые необходимо или возможно заменить на песни-диалоги или песни-танцы. После чего пьеса была преобразована, размножена и роздана всем, кто высказал желание писать стихи и музыку к спектаклю.

В течение месяца параллельно велась работа с главными действующими лицами над драматургической частью спектакля и с авторами песенно-музыкальной части.

После того, как основная масса песен была написана, черновые записи были переданы в студию звукозаписи для создания аранжировок, музыкальному руководителю для проведения вокальных репетиций и хореографам для разработки танцев.

Несмотря на то, что музыкальным руководителем является учитель, работа вокальной группы была построена по методу коллективных творческих дел: раскладка на голосовые партии происходила путем совместного обсуждения ребят, после чего музыкальный руководитель проводил репетицию.

Одновременно с этой работой проводились коллективные и индивидуальные театральные тренинги по подготовке всех актеров к постановке спектакля.

Когда приступили к первым репетициям, началась работа над световым решением спектакля. Светотехники посещали репетиции и составляли световую партитуру спектакля.

Хочется отметить, что работа хореографов, авторов и светотехников велась по методике коллективных творческих дел с использованием метода проектов и является творчеством ребят – участников спектакля.

Как уже отмечалось, многие из тех, кто писал стихи и песни, в первый раз выступали в роли авторов для спектакля, поэтому с первого раза написать удовлетворительное произведение практически ни у кого не получалось. В связи с этим несколько раз их произведения возвращались на доработку. Основными недостатками начальных вариантов являлись: отсутствие или нестрогость рифм, нарушение ритма стихов, неверно переданный смысл сцены, статичность (большие монологические высказывания) в диалогах, несоответствие музыки жанру спектакля, сложность вокальной партии для конкретного исполнителя. В процессе работы большинство недостатков удалось исправить.

При работе со светом ребенком-светорежиссером было предложено несколько вариантов световых решений тех или иных сцен. Режиссер выбирал наиболее адекватные, по его мнению, варианты или просил найти иное решение для отдельных сцен. Несмотря на то, что светорежиссер впервые осуществлял свои функции, исправлений его работы практически не потребовалось. Светорежиссер самостоятельно работал с командой светотехников над распределением функций и слаженной работой.

Хореографы (пятеро из которых были учащимися школы, а одна студенткой – выпускницей детской организации) также работали самостоятельно. Они периодически встречались для того, чтобы скорректировать работу друг друга и обсудить танцевальную концепцию спектакля. По мере готовности танцы показывались режиссеру-постановщику, который либо одобрял работу, либо просил что-либо изменить.

Работа над костюмами велась в основном родителями участников спектакля и учителями гимназии (по предварительно розданным эскизам), так как практика самостоятельного (участниками спектакля) изготовления костюмов показывает, что для этого требовалось существенно больше времени, чем было отведено на постановку.

Реквизит, декорации и несложные элементы костюмов выполнялись непосредственно участниками спектакля после репетиций в свободном режиме (то есть теми, кто в данный момент не торопился домой). По просьбе режиссера выпускники гимназии закупили доски, краски и инструменты, а участники спектакля уже пилили, собирали, красили и шили.

Практически ежедневно в течение полутора месяцев осуществлялся репетиционный процесс. Однако это вовсе не означает, что каждый участник спектакля репетировал каждый день. Репетиции были разбиты на блоки по сценам таким образом, чтобы у каждого получалось не более 2-3 репетиций в неделю. Помимо постановочных репетиций, проводились еще и технические репетиции (когда пропускалась драматические части, а акцент делался на изменении декораций, переодевании между сценами и работе с реквизитом). За несколько дней перед выступлением были проведены несколько прогонов и генеральная репетиция, в которых участвовали все.

Вследствие того, что коллектив молодой и неопытный, было принято решение о том, что в танцевальной и вокальной группе будут разные ребята, так как в отведенное для постановки время научиться танцевать и петь было достаточно проблематично.

Вокальную группу формировали адресно – из ребят, имевших слух. Остальные ребята, которые не вошли в число главных действующих лиц, вокальную группу, но изъявили желание играть в спектакле – составили танцевальную группу. (Танцевальная группа, помимо всего прочего, является массовкой и работниками сцены – она осуществляла все перестановки декораций, которые, в свою очередь, были вплетены в действие.)

С танцевальной группой проводились как танцевальные репетиции, так и репетиции массовых сцен, а также технические репетиции. Основную проблему составляло то, что большинство ребят из танцевальной группы до постановки спектакля не умели танцевать. В связи с этим до начала репетиционного процесса с ними проводились отдельные пластические и танцевальные тренинги. Неопытность части танцевальной группы заставляло хореографов искать компромисс между интересностью и простотой танцев.

Помимо развития социальности посредством работы в коллективе, постановка спектакля дала очень много каждому его участнику. Спектакль способствовал формированию у ребят адекватной самооценки, развил навыки групповой работы, самостоятельность, ответственность, многие научились танцевать, избавились от комплексов и зажимов.

Работа по обеспечению спектакля

На этапе составления плана учебно-воспитательной работы была подана заявка в администрацию школы и в план работы были внесены даты двух показов спектакля и ориентировочные сроки выездных гастролей спектакля на фестиваль.

На этапе репетиций администрацией гимназии была предоставлена возможность осуществлять репетиции в актовом зале гимназии.

После того как были нарисованы эскизы костюмов, режиссер обратилась к родителям участников спектакля с просьбой о помощи в изготовлении костюмов. Относительно тех костюмов, которые никто из родителей не взял себе для пошива, режиссер обратился с просьбой о помощи к учителям гимназии. Один костюм – фрейлины, изготовила сама участница спектакля из танцевальной группы.

В результате этих переговоров не нашлось желающих изготовить только костюмы актеров вокальной группы. В результате непродолжительных поисков выяснилось, что у одного из родителей есть возможность пошить эти костюмы на швейной фабрике.

Те костюмы, для которых не удалось найти тех, кто будет их шить, пришлось изготовить непосредственно режиссеру. В общей сложности было пошито 35 костюмов.

Финансирование спектакля осуществлялось из средств родителей и добровольной помощи выпускников детской организации. Также на волонтерских началах осуществлялась помощь в закупке материалов для декораций и костюмов силами выпускников.

Изготовление программки, афиши и обложек к дискам выполнялось в издательском комплексе гимназии силами участников спектакля и учителей гимназии.

Изготовление аранжировок песен и запись диска с песнями из спектакля происходила в студии звукозаписи гимназии, при непосредственном участии ее руководителя и выпускников гимназии в роли аранжировщиков и участников спектакля в роли исполнителей вокальных партий.

Съемка и видеомонтаж производилась мамой одного из выпускников организации.

Информация о датах показа спектакля публиковалась на сайте гимназии, сайте детской организации «Остров Сокровищ», вожатском сайте и в газете гимназии.

После показа на сайте детской организации была опубликована страничка со стихами, песнями, сценарием и фотографиями со спектакля1.










1 https://vostrove.ru/theatre/korova07/index.htm