Театральный
курс островитянина
Театральные специальности
Подготовка спектакля
Общие правила поведения на сцене
Театральные
специальности.
Директор (продюсер) -
организовывает взаимодействие
всех участников спектакля.
Составляет расписание репетиций.
Решает все административные
вопросы. (В своей деятельности
опирается на раздел "Подготовка
спектакля").
Сценарист - подбирает (или
пишет) пьесу. Изготавливает
сценарий. Старается ориентировать
его на сцену, актеров и технические
возможности (свет, звук, планы
сцены, занавесы).
Пьеса - литературное
произведение, в котором есть
только прямая речь актеров. Пьеса
разбита на действия и сцены. Сцены
отделяются друг от друга, как
правило, сменой действующих лиц
или закрытием занавеса. Действия
подразумевают смену места
действия. То есть в течение
одного действия нет смены
декораций.
Сценарий - обработанная
пьеса, в которой помимо слов еще
расписаны по сценам, звук, свет,
декорации, занавесы, выходы
актеров и расположение актеров
(мезансцены).
Режиссер - проводит
репетиции, определяет размещение
актеров на сцене. Определяет планы
каждого действия. Готовит актеров к
их роли. Вместе с декоратором
разрабатывает декорации к каждой
сцене. Работает с главным по сцене,
светотехником, звукооператором.
План - место на сцене, где
можно отыграть сцену. Планы
делятся по высоте: низкий,
средний, высокий; и по глубине:
ближний, основной и дальний.
Актер - изучает пьесу, ее
литературный стиль и историческую
эпоху. Вместе с режиссером
разбирает смысл своей роли, стиль
своего поведения (речи и движений).
Играет в спектакле.
Костюмер - изучает пьесу,
ее литературный стиль и
историческую эпоху. Подбирает
каждому из актеров костюм
сообразно его роли, литературного
стиля произведения и его
исторической эпохи. Организует
изготовление и доставание
костюмов.
Декоратор - изучает пьесу,
ее художественный стиль и
историческую эпоху. Вместе с
режиссером подбирает декорации для
каждой сцены. Организует
изготовление и декораций. (Следует
учитывать, что декорации должны
быть легко монтируемые и
перемещаемые). Обучает главного по
сцене, как работать с декорациями.
Звукооператор - изучает
пьесу, ее художественный стиль и
историческую эпоху. Вместе с
режиссером подбирает музыку.
Запускает музыку во время
репетиций и спектакля.
Светотехник -
согласовывает с режиссером планы
сцен, освещенность сцен, световые
эффекты. Готовит рабочих по сцене
для работы со светом.
Главный по сцене -
получает от режиссера расписание
сцен (когда открывать/закрывать
занавесы) и расписание смены
декораций. Организует рабочих по
сцене.
Рабочий сцены - монтирует
декорации, работает с занавесом,
светом, декорациями.
Подготовка спектакля.
- Подбор сценария:
готовая пьеса,
переделать произведение в пьесу,
написать пьесу.
- Выбор ролей
- Подбор актеров
- Договоренность:
с администрацией о времени и
месте репетиций,
с актерами и другими участниками
спектакля о расписании
репетиций,
с администрацией и участниками
спектакля о дате и времени показа
спектакля
- Изучение исторической эпохи:
актеры - стиль поведения и речи,
костюмер - подбор костюмов,
декоратор - подбор декораций,
звукооператор и режиссер - подбор
музыки.
- Читка текста по ролям
- Изготовление костюмов
- Изготовление декораций
- Запись музыки
- Репетиции не на сцене
- Репетиции на сцене
- Отработка смены декораций
- Отработка света и музыки
- Подготовка сцены и декораций
- Репетиция в костюмах со
звуковыми и световыми
эффектами
- Оформление афиши (и реклама в
общем)
- Изготовление программок
- Окончательная договоренность
о дате и времени показа
спектакля
- Показ спектакля
- Анализ спектакля
Общие правила поведения на
сцене
- Мебель по сцене нужно только
носить (не таскать)
- Репетиция должна включать
вынос реквизита и уборку сцены
- За закрытым занавесом и
кулисами нельзя разговаривать
- Актер почти всегда должен
смотреть в зал или над залом
- Слова ВЫТАЛКИВАЮТСЯ на зрителя
- Очень точная артикуляция
- Шум в зале нужно переждать
замерев, и продолжить ничего не
заметив
- В выступлениях категорически
не рекомендуется использовать
таблички.
- Лучше представить участников
действия.
- В полном зале звук тише чем в
пустом.
- При постановке больших вещей
продумать куда уходить, что бы
удобнее было выходить