Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:
Инструктор ставится на отряд в том случае, если отряд еще не способен к самоорганизации и самоуправлению.
Основные задачи инструктора на отряде:
Настроение ко сну - начиная с спокойных, но веселых песен плавно переходить к грустным и тихим песням.
Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной, когда можно говорить "умом, а не чувствами". Все обиды и претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть выступлением инструктора. Человек не может все время думать или бегать!
Утро
Беда приходит, когда ее меньше всего ждешь.
Данные занятия проводятся по материалам лекций и семинаров А.Белухина.
Настроение на работу - начиная с веселых бодрых песен перейти к бодрым и серьезным.
Настроение к свечке - начиная со спокойных веселых песен перейти к серьезным, но не грустным песням.
Общий принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствующим необходимому настроению отряда.
Типы свечек.
Инструктор говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу.
Инструктор должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления.
Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это значок, передающийся по кругу.
"Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право.
Начинать эту свечку лучше с пары песен, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, рассказывается о том как мы обычно заканчиваем свечки после чего свечка заканчивается.
"Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могут высказаться и все желающие.
Начинать эту свечку лучше, тоже с пары песен, которые создадут душевную атмосферу, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, говориться о предстоящем дне, как правило дне отъезда, инструктор подводит итого смены: " Вот и закончилась эта смена...".
Экстренная свечка - собирается ДК или инструктором, по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек потребовавший свечу ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отряда, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку несет ответственность за ее важность, обо всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости инструктор может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.
Ежевечерняя свечка - на ней проводится рефлексия и анализ дня. Ведет ее как правило ДК. Также на ней решаются организационные вопросы: выборы ДК, предложения на общую свечку, оценка дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой свечке говорящий человек должен ответить на следующие вопросы: Что было хорошо и почему? , Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет.
Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, Заканчивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечки, словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д. Начинать стоит с песен для создания атмосферы, и со слов типа: "Вот прошел еще один день", это поможет ребятам вспомнить прошедший день, ощутить его завершающую стадию.
Динамика дня.
День
Это очень плодотворное время для творческой деятельности, однако...
Вечер
Подготовка ко сну
Некоторые правила обеспечения безопасности детских групп
.
Практикум общения.
Мы не решились публиковать здесь эти материалы без согласия автора, и поэтому очень рекомендуем почитать его книгу:
Игротека.