Где ты, Маленький Принц?

Артемий Пушкарев
газета "Подросток - Твоя Газета", май 2000

… За окном стояла необычайно промозглая и холодная для московского мая ночь, ветер, как брошенный на свалке пёс, заунывно гудел где-то высоко, временами дребезжа стёклами, чтобы привлечь ко себе внимание. Я устало вглядывался в тусклый экран старого компьютера. И тут зажглась Звезда. Его Звезда.

"Наверное, он сейчас рядом с Розой и поливает её…" - подумал я. …

Так получилось, что в нашей семье не было знакомых актеров и мы крайне редко ходили в театр, чтобы посмотреть на кого-то из друзей. И обычно на "профессиональные" спектакли я ходил в качестве беспристрастного зрителя-критика. И тем важнее был для меня тот момент, когда я вошел в актовый зал родной 45-й школы и получил программу премьерного спектакля, на который я шел, чтобы увидеть игру конкретных актеров - как моих школьных, так и островных друзей. К тому же, я впервые смотрел спектакль "by ‘Ostrov Sokrovishch’", в котором я не принимал непосредственного участия.

В очередной, 1001-й раз писать, что спектакль удался, что от спектакля к спектаклю растет уровень технической подготовки, музыкального сопровождения и, конечно же, актерской игры, я не буду. Попытаюсь лишь, уподобившись литературным импрессионистам, излить в скупых байтах компьютерных строк свои ощущения и эмоции.

Случилось так, что с книгой Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" я познакомился достаточно поздно, когда я уже приближался к границе детского и юношеского жизненного периода. Но тем больше меня смогла пронзить эта замечательная сказка для взрослых, которую, как и "Алису в Стране Чудес" Л.Кэрола, ошибочно причисляют к детским произведениям. Тем глубже я понял то, что недописал Экзюпери. Тем прочнее в мою жизнь вошли слова Лиса "Мы в ответе за тех, кого приручили", ставшие для меня почти что жизненным дивизом. Жаль, что эти слова так и не прозвучали в спектакле…

Прелюдией к спектаклю была песня в исполнении Н.Баранцева, которая звучала под ровный гул старенького самолета, крыло которого, как бы увязшее в песках далекой пустыни, сразу же увидел зритель на сцене (я впервые увидел на подмостках 45-й хорошо стилизованную, профессионально выполненную декорацию на первом плане). Появившаяся на сцене Н.Алейкина, с блеском выступившая в крайне непростой роли, сразу же подтвердила профессиональный уровень постановки мастерски-выточенно поставленным танцем песочной Змеи. И чем дольше я смотрел на сцену, тем больше понимал: мастерство режиссера в том, что он сумел очень точно подобрать актеров под каждую из ролей. Неожиданно ярко и нестандартно выступили Г.Кушнир (Пьяница), И.Садкова (Честолюбка), И.Макаревич (Делец); наконец-то пришел к более-менее серьезному амплуа Н.Баранцев (Летчик); пронеся характерную комическую мимику и жестикуляцию через годы школьных постановок еще раз подтвердил звание народного любимца девушек Р.Архангельский (Лис). Естественно, ярко выступила Е.Верховская, подтвердив своей игрой возможность реализации принципов Станиславского на камерной сцене. О, Роза…

И, конечно же, Маленький Принц… Вряд ли кто-нибудь, кроме Александра Калугина мог сыграть эту роль так же… откровенно и чисто, как и он. Когда он был на сцене, то мне иногда казалось, что сцена - это ожившая копия иллюстраций Экзюпери…

Возвращаясь к уровню технической реализации спектакля отмечу, что он был значительно выше, чем в предыдущих постановках. Гармоничное сочетание удачных световых эффектов и музыки песен создавало ту атмосферу спектакля, которая позволила зрителю посмотреть его на одном дыхании. Безусловно, интереснейшей находкой можно считать установку вентиляторов для нижнего поддува, которые, благодаря удачной работе светотехников, не были заметны!

И, наконец, музыка… Теплая и открытая, оригинальная и неожиданная, готовая коллекция хитов, музыка спектакля, написанная С.Н.Щербаковым, не могла не производить впечатления как на бывалых островных театралов и меломанов, так и на появившихся на спектакле впервые. В сочетании с изумительно легкими и утонченными стихами Л. Щербаковой, они плавно вливались в действие, существуя не параллельно, но вместе с ним… Обидно было лишь то, что большая часть песен была создана профессиональным семейным коллективом Щербаковых, а не младшим поколением островитян, как то было в достоизвестном спектакле "До свидания, Овраг!". Но этот факт объясняется жарким выпускным временем для нынешних 11-классников, которые составляли большую часть труппы.

Итак, спектакль получился откровенным и пронзительным, проникающим во все потаенные уголки сознания и души… Спектакль доступен и ясен всем. И, быть может, чем больше людей увидит его (притом не только островитян!), тем меньше в нашем мире будет недоверия, зла и несчастья?

Где ты Маленький Принц?..

…Вскоре после того, как поставил последнюю точку, пропала и Звезда. "Наверное, ты лег спать", - решил я. "Что ж, спокойной ночи, Малыш!". Я выключил компьютер и полетел к Нему.


О спектакле | Сценарий | Песни | Фото Остров