Экологический лагерь '99

Эмблема лагеря     Зимний экологический лагерь был, пожалуй, самым „молодым" сбором Острова, кроме семи младших инструкторов, четырех взрослых и двух сотрудников пресс-центра, все остальные учатся в шестом классе и младше (с нами ездили даже два третьеклассника), а всего на сбор выехало 37 человек, которые объединились в четыре отряда: „Экологически Чистый Продукт (ЭЧП)", „PeaceGreen", „Охотники за розовыми снуснумриками" и отряд младших инструкторов „ Шаг в будущее".
На линейке     Но самой важной отличительной особенностью этого сбора было обучение по экологии. И это не случайно, ведь сбор проходил в учебном полевом центре „Экосистема", который расположен в заповеднике, недалеко от Пироговского водохранилища. По окончании сбора, вместе со значками лагеря, все получили сертификат прохождения первой ступени экологического образования.
    Наша жизнь в лагере, который на самом деле является большим деревянным домом, спрятавшимся в лесу, была очень интересной и насыщенной, о чем осталось немало впечатлений в „Сборной газете", выпускавшейся непосредственно на сборе.

7 января
    - приезд,
    - беседа с президентом Учебного центра,
    - размещение,
    - представление отрядов,
    - отрядные свечки „"Расскажи мне о себе",
    - общая свечка
    
8 января
    - учебные занятия,
    - учебные экскурсии,
    - выпуск экологической газеты,
    - лаборатории,
    - игры на улице,
    - сказка на экологическую тему,
    - отрядные свечки „Конверт откровений",
    - общая свечка
9 января
    - учебные занятия,
    - учебные экскурсии,
    - лаборатории,
    - игры на свежем воздухе,
    - диспут „Кому достанется земля?"
    - подготовка к ролевой игре „Пищевая цепь",
    - отрядные свечки,
    - общая свечка
    
10 января
    - ролевая экологическая игра „Пищевая цепь",
    - игры на свежем воздухе,
    - разбор ролевой игры,
    - праздник „День рождения Берендея",
    - отрядные свечки „Расскажи мне обо мне",
    - общая свечка


11 января
    - учебные занятия,
    - учебные экскурсии,
    - лаборатории,
    - уборка помещений,
    - отъезд




    Лагерь проходил в Учебном центре ассоциации "Экосистема", который расположен в Мытищенском районе, недалеко от Пироговского водохранилища

Сказки

Эмблема 1-го дня Зрители     Помните, как когда-то давно мы ждали встречи со сказкой? Как упрашивали прочесть нам ещё немного о бесстрашных героях и загадочных красавицах, о добрых феях и ужасных драконах, о заколдованных замках и далёких странах. Вот островитянам было предложено сложить сказку, да не простую, а экологическую. Долго ли коротко ли - вот и выступление готово. Знакомые истории "Три поросенка", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят" выглядели уже совсем иначе. В пересказе отряда "Охотники за розовыми снусмумриками" вроде бы спокойная девочка Красная шапочка стала главным героем шпионского боевика-агентом Шапочкой. Она одержала победу в сражении с представителем вражеской контрразведки, удачно продемонстрировав приемы самообороны, в следствие этого агент Wolf не смог выполнить свою миссию, и заветный пакет был передан бабушке.
    Отряд „PeaсeGreen" провел научный эксперимент: розовобоких хрюшек поместили в экологически опасные жилища, после чего их милые пяточки покрылись сыпью. Пришел серый Волк и предложил поросятам вместо того, чтоб кривляться перед зеркалом применить более действенное средство. Вывод напрашивается сам: ежедневно вместо мыла умывайтесь Clearsil-ом.
Охотники за снуснумриками на связи     Тяжела островитянская доля. Вот, например, отряду ЭЧП пришлось перевоплотиться в семерых козлят и одного пресерого волчищу (как популярен этот герой в наших сказках). И эти козляточки, наверное, совсем оголодав, напали на трусливого волка. Где же ему искать защиты? Не долго думая, он вызвал свою тетушку из Бразилии. Расправившись с бандой козликов с помощью токсичного зелья, тетушка обратилась с пламенной речью к своему товарищу Дону Педро (которого олицетворял маленький коричневый медвежонок). К сожалению, Дон Педро оказался немногословен, наверное, это и послужило причиной его гибели. Со словами: „У нас в Бразилии этих Педро...", тетушка оставила своего друга наедине с ядом.
    И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

Катя Владимирова

Чужие делят Землю

Эмблема 2-го дня     Те, кто ездил в экологический лагерь, конечно помнят, так называемый диспут. Однако диспут - это только кодовое название (чтоб никто не догадался). На самом-то деле в это время происходило вселенское собрание при участии самого межгалактического совета. Хотя, надо сказать, что представители этого самого межгалактического совета слабо смахивали на пришельцев. Ну неважно, шел бы совет и шел, мы то тут причем? Ан нет! Дело в том, что эти все инопланетные существа (т.е. на самом деле мы сами) делили на своем совете нашу матушку-Землю. На встрече присутствовало три цивилизации, претендующие на нее. Первая с планеты Омега, не подумайте, это название никак не связано с известной Российской группой. Ну так вот, эти "омегиане" хотели переселиться на Землю просто потому, что деваться им больше некуда, дескать, планета их рушится и, если они не прилетят на Землю, то непременно погибнут. Остальные нежно называли их бомжами. Вторая цивилизация - наследники небезызвестного Скруджа, а на Землю они хотят, чтобы вырыть клад богатого дедули. И вообще единственное, что их заботит в этой жизни - это деньги. И наконец третий претендент на наш небольшой голубой шарик - это религиозные фанатики. Они утверждают, что их бог не хочет, чтобы туда вообще кто-нибудь высаживался, иначе ему придется уничтожить вселенную.
Межгалактическая комиссия     При этом все выше перечисленные забыли, что на Земле в это время находятся ничего не подозревающие люди, у которых и без пришельцев проблем хватает. Ну, расскажу немного о том, как все происходило. Сначала каждая цивилизация рассказала свою историю и то почему Земля должна достаться именно им, а затем следовал непосредственно диспут. Все началось, как и предполагалось, спокойно и без криков. Но чем дальше шло обсуждение, тем меньше в нем участвовали дети (инопланетяне, разумеется). Инструктора разных отрядов с неожиданно проснувшимся, азартом взахлеб спорили между собой, а так как абсолютно все, и планеты, и цивилизации были вымышленными, ничто не мешало тем самым инструкторам, простите, инопланетянам, придумывать самые невероятные тезисы, чтобы убедить друг друга. Например "проповедники" предложили омегианам, если тем больше некуда деться, то в соседней галактике есть планета по природным условиям очень похожая на Землю. Но те тоже не растерялись и сказали, что слышали в новостях, что планета та намедни взорвалась. Тогда проповедники обратились к наследникам дядюшки Скруджа с предложением: "Если вам нужны деньги, то, опять же, есть планета неподалеку, просто набитая полезными ископаемыми". Но те заявили, что им нужны не просто деньги, а наследство, которое по праву должно достаться только им, на что те же проповедники предложили им прилететь на Землю, выкопать его и улететь. Но те сказали, что, к сожалению, не знают, где именно на Земле зарыт клад и потребуется время чтобы его найти. На это проповедникам уже нечего было сказать и они присели. Тогда выступили наследники. Они предложили омегианам полететь на их планету и поработать на них, уверяя, что получать они будут прилично. Те на это сказали, что не понимают концепцию денег и вообще зачем они нужны. И когда Скруджата начали яростно объяснять бомжам концепцию денег, межгалактический совет прервал обсуждение и удалился на несколько минут, чтобы решить, кому отдать Землю. Посовещавшись некоторое время, члены совета решили Землю не отдавать никому, аргументировав это тем, что ни одна цивилизация не убедила их своими тезисами. Так что инопланетянам ничего не оставалось, кроме как разойтись. Ну и слава богу, дорогие земляне, теперь мы можем спать спокойно.

Коля Баранцев

Как мы учились

С бикуляром на планарий     Учёба... да, далеко не каждый радуется, услышав про то, что ему надо идти учиться... в каникулы!!! Но учёба не будет скучной, если её „заправить" разнообразными наблюдениями и прогулками в зимнем лесу.
    Именно такая учеба ожидала двадцать пять шестиклассников и семь младших инструкторов, поехавших в экологический лагерь. Им предстояло пройти учёбу по ботанике и зоологии, водной экологии и ландшафтоведению.
    Не знаю как другим, а мне больше всего понравилась водная экология, на которой нам рассказывали об обитателях реки Клязьмы, как они живут и чем питаются. После чего мы, тепло одевшись, пошли к этой самой Клязьме, где сачками вытаскивали оттуда, как выяснилось, разных странных зверюшек. Правда, перед этим нам пришлось выловить топор, который до этого вероломно утопил PIZZA. После того, как мы успешно справились со всем этим, мы вернулись обратно, там разморозили обитателей вод Клязьмы и принялись их рассматривать в бинокуляры.
    Пожалуй, стоит отметить и учебу по зоологии и ботанике, мы узнали, чем отличаются следы лосей, лисиц, кабанов и прочих обитателей леса. На экскурсии в лесу нам рассказали много интересного, например, что лиса, вопреки устоявшемуся мнению, не ест зайцев (это и понятно, они почти одинакового размера).
    Самое же сложное и для шестиклассников, и для младших инструкторов оказалась ландшафтоведение. Оно требовало от нас знаний по географии. Шестиклассники узнали там для себя не мало нового, а младшим инструкторам удалось вспомнить кое-что про почвы, горные породы и много других не менее важных и полезных вещей.
    Да, пожалуй, эти пять дней на долго останутся в нашей памяти и мы будем с теплом вспоминать эти зимние деньки, проведенные в деревянном домике, около Пировговского водохранилища...

Маша Наумова

Каково быть растением

Эмблема 3-го дня     А в последний день была ролевая игра „Экосистема". Ещё с вечера предыдущего дня, после объяснения правил, ребята разделились на пары. Потом произошла жеребьёвка и все узнали, кто они: растения, травоядные или хищники. Растений - шесть популяций, травоядных - четыре, хищников - две. Через некоторое время каждая популяция определила, каким животным они будут. Разнообразие было не очень велико: и количество популяций было не большим, и к тому же возникли повторения .
    И вот - первый удар колокола... и игра началась. С молниеносной скоростью, зажав в руках карточки всевозможных цветов, по Домику бегали каштаны, лютики, ласки, белки, зайцы и дубы. Каждый старался вовремя сдать энергию (жёлтые карточки, которые отдавались атмосфере) и вещество (зелёные карточки, которые отдавались почве), а кто опаздывал, те погибали. Ещё надо было купить детёныша в „Банке носителей", прокормить его („заплатить налоги"), а потом там же обменять его на взрослую особь. Взрослыми были, умершие ранее, представители других популяций.
    Во второй части цикла были торги. Торги происходят следующим образом: каждая популяция растений уговаривают почву, атмосферу и солнце, чтобы те отдавали вещество и энергию именно им. А для того, чтобы уговорить, нужно было привести такие аргументы, чтобы все поверили, что именно этой популяции нужно отдать пищу. В то же время травоядные точно так же уговаривали растений отдать им желто-зелёные фишки, а хищники уговаривали травоядных. Но это было непросто, ребятам приходилось разыскивать сведения о своем виде в множестве книг из библиотеки экологического центра.
    К сожалению, в начале 2-го цикла вымерли все хищники: они не успели вовремя сдать „налоги" и были уничтожены. Это привело к тому, что начали усиленно размножаться травоядные, ведь теперь им не угрожала опасность нападения со стороны хищников.
    После третьего цикла был сделан небольшой перерыв, для того чтобы популяции могли немного отдохнуть и определить дальнейшую стратегию борьбы за выживание, кроме того в это время они имели возможность написать легенду своей популяции. Вот одна из них:

Легенда популяции Дуб-Женя

    Сначала был тёмный, безграничный хаос. Затем появились Женя и Саша. Широко раскинули они свои могучие ветви. Вскоре родилась Ася. Вся природа радовалась её рождению. Затем родились ещё двое детёнышей и их матери Жене пришлось покинуть мир. Через некоторое время отец ушел под землю. Но вскоре он вернулся в образе одного из детёнышей, а вторым детёнышем оказалась Лена. Скоро старшей сестре Асе пришлось последовать за мамой, наверное, очень соскучилась. Очередное несчастье: лесорубы срубили малышку Лену. Но, к счастью, Ася вернулась обратно. Вскоре, к всеобщей радости, Женя пришла к своей семье. Затем появились Настя и ещё шесть малюток.
    Живут они счастливо и поныне, ведь дубы живут 800 лет! Размножаются и вспоминают навеки потерянную Лену.

На горке     Несущий весть о смерти посланник солнца (играющий мастер) по окончанию каждого цикла сообщал о том, что некоторые популяции вымерли, в следствие естественного отбора.
     Последний удар колокола ознаменовал окончание игры. Выжило четыре популяции, а дубам удалось размножиться даже до десяти особей (с учётом детёнышей). На разборе игры, который состоялся немного позже удалось выяснить, что вся эта игра представляла собой ничто иное, как круговорот веществ в природе.
    А девизом дня стал злободневный лозунг „Заплати налоги и живи спокойно!"

Таня Чухрова

С днём рождения, Берендей

    „Праздник Берендея!" Услышав это словосочетание „старички" островитяне скорчили унылые рожицы. Но шестиклассники со своей безграничной фантазией приняли идею на „ура" и сразу взялись за дело. В дело активно включили и нас. Наверное не осталось танца которого мы не станцевали: и Сиртаки, и Цыганочка, и Летка-Енка.
    Я думаю во времена, когда „День Берендея" появился на свет, еще не танцевали Летку-Енку и Сиртаки.
Выступление младших инструкторов     Суровые правила наших предков предполагали более серьезные образы, чем песни и пляски, например такие, как жертвоприношение. Поэтому пытаясь, как можно точнее воспроизвести этот древний праздник, мы старались подыскать жертву. В нашем случае жертвы на возражали (их оказалось несколько), ну а выбирали мы из них самую легкую.
    Другие тоже времени даром не теряли.
    Снуснумрики, например, танцевали и пели специально написанную для Берендея песню, в которой признавались в любви к нему. А ЭЧП показали пантомиму, которую можно было бы озаглавить так „О рождении, жизни и смерти популяции зайцев". Под очень трогательную музыку ребята показали наиболее интересные моменты из прошедшей ролевой игры.
Коля и Наташа     Но настоящей кульминацией праздника стало выступление отряда „Шаг в будущее". Началось все с того, что на сцене появились два странных человечка (точнее, странным были пропорции их тел: от рук и ног у них остались только кисти и ступни). Эти странные существа для начала спели песню собственного сочинения о том, как мы добирались до лагеря, а потом принялись смотреть телевизор, периодически переключаясь с программы на программу. Чего только не было в этот день в эфире: мы увидели отрывок из „Ромео и Джульетты", узнали, что Робин Гуд всегда отдает деньги бедным и отбирает их у богатых (даже если сам перед этим сделал бедных богатыми), и под конец услышали страшную считалку про Фредди Крюгера, после чего „телевизор" было решено выключить, а Берендей объявил о начале народных плясок, которыми мы и занимались вплоть до вечерних свечек.
    Вобщем, праздник удался на славу!

Лена Корсик


Вернуться к содержанию