Что день грядущий нам готовит

     Вот уже второй год подряд 9-ти классники становятся младшими инструкторами. И мы решили поинтересоваться у одного из них, Пети Копылова, как он ощущает себя в новой роли.

     - То, что ты стал младшим инструктором - это было ожидаемым событием?
    
- Очень!
     - Когда ты раньше ездил на сборы, у тебя были и младшие и старшие инструктора, и, безусловно, ты видел достоинства и недостатки в их работе. Что бы из их работы ты хотел взять и использовать в своей работе?
    
- Я не могу сказать, что все хорошее, что я буду использовать я взял от них. Может, это действительно так, но откуда это я взял, я не знаю. Может это передалось от вас - инструкторов?
     Я знаю, что мне нравится. Нравится, когда отряд с инструктором - одно целое. Когда инструктор не воспринимает себя, как нечто сверху, а как почти наравне.
     - Инструктор себя не воспринимает себя, „как сверху", или ребята его так не воспринимают?
    
- Ребята скорее, то есть ребятам приятно, когда инструктор - он такой же, как они, у него те же права.
     - А инструктор, он имеет право ощущать себя, как бы выше?
    
- Ну, конечно, имеет право. Но я бы так не делал.
     - Следующий вопрос: ты на ближайшем сборе будешь работать с отрядом, тебя не смущает, что в твоем отряде будут ребята старше тебя по возрасту?
    
- Смущает!
     - А что смущает?
    
- То, что они не воспримут меня, как старшего. То есть, если человек не новичок, он четко представляет роли всех на сборе или в лагере, а так будут на меня смотреть, как на этого...
     - Из твоих слов получается, что инструктор это обязательно старший по возрасту?
    
- Нет. Может, знающий чуть-чуть больше, опыта больше... Но он может быть инструктором только в той ситуации, когда люди знают, что он инструктор, что он имеет право куда-то их направлять.
     - А ты в себе ощущаешь такое право?
    
- Да ощущаю. Но пользоваться этим правом постараюсь минимально.
     - А каким бы ты хотел видеть свой отряд и свои взаимоотношения с ним в идеале?
    
- Я уже говорил об этом. Чтобы мы были как бы наравне, чтобы ребята знали, что я знаю чуть больше, и обращались ко мне за советом, за помощью. А если я немного организовываю их работу, они не должны на меня обижаться за это. То есть инструкторство - это взаимный процесс.
     - Перед сбором ты проходил учебу младших инструкторов. Что ты получил от нее?
    
- Если честно, то мне она не нужна была. Ну если только для того, чтобы структурировать, то что я уже знаю, как бы по полочкам разложить. И, вообще, этому нельзя научить, это прочувствовать надо. Может быть, это несколько самоуверенно, но мне кажется я бы смог уже работать с отрядом и без учебы.
     - Что ни говори, инструкторство - это педагогическая работа. Ты собираешься по прошествии сбора продолжать работать с ребятами, как организатор, как младший инструктор?
    
- Не знаю. Наверное, это мне быстро надоест. Потому что вместо того, чтобы со своими друзьями общаться, придется с малышами возиться...
     - А ты хотел стать младшим инструктором?
    
- Да, хотел.
     - А ты не ощущаешь, что ситуация несколько двойственная: с одной стороны ты хотел стать младшим инструктором, с другой стороны отработать сбор и все?
    
- Ну, на самом деле, я еще точно не знаю, может быть, и буду.
     - Следующий вопрос достаточно сложный: как ты оцениваешь деятельность младших инструкторов, которые были до тебя?
    
- Нормально. Были свои плюсы, были свои минусы. Минусы - это то, что много времени отводилось личным разборкам и злоупотребление служебным положением. То есть, когда показывают, что он значит больше, чем мы, и можно сидеть, ничего не делать, хихикать или, когда два младших инструктора начинают ругаться у кого правильный подход, у кого нет...
     - Ты был свидетелем таких ситуациях?
    
- Ну, я догадывался, что это происходит. Когда обсуждают что-то, а потом младшие инструктора говорят друг другу: „Пойдем выйдем, поговорим", ну и так далее.
     - А вообще практика младшего инструкторства - это нужно кому-то или нет?
    
- Ну, инструкторам нужна чтобы видеть, что все их знания умения находят выход - что-то типа экзамена. А для ребят - показать, что все равны, ведь инструктор - это не тогда, когда все такие большие.
     - А равенство, на твой взгляд, это иллюзия или реальность?
    
- А это, как создать! Можно и иллюзию, а можно реально. Когда дружба есть между возрастами, там, дни рождения вместе справлять...
     - А нужна она - дружба между возрастами?
    
- Да, а то вот некоторые учителя - они важные такие, им можно нас на 10 минут после уроков задерживать... Это неуважение какое-то...
     - А вот тебе самому интересно дружить с пятиклассником или шестиклассником?
    
- Дружить, пожалуй нет. Но относиться к нему, как к равному тебе человеку.
     - Ну и последний вопрос: что бы тебе хотелось пожелать другим младшим инструкторам и себе в преддверии сбора?
    
- Чтобы была хорошая атмосфера в отряде, были выступления хорошие, чтобы все смогли стать друзьями.

С Петей Копыловым беседовал Виталий Лебедев


Вернуться к содержанию