МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, 1998
 

Меняю два подвала на один "Остров"

       На лесной поляне люди встали на колени и с закрытыми глазами стали молиться главному богу Намгиву о хорошей охоте. В это время сам бог сидел на возвышенности и смотрел, чтобы этих разрисованных и одетых в костюмы индейцев так развели по отрядам, чтобы они не знали, где кто находится. Так начинался День индейца "островитян".
Подготовка ко 'Дню индейца'     Остров находится вовсе не среди моря, а в подвале московской школы №45. Как бы поточнее объяснить, что такое "Остров сокровищ"? В общем, это такая молодежная организация, которая объединяет ребят 518-й, 45-й и других школ.
    Началось все пять лет назад, когда учитель информатики 518-й школы Дмитрий Александрович Путимцев пригласил ребят в летний трудовой лагерь. Там впервые и возник "Остров". Спустя некоторое время появляется "Полуостров", который организовали при школе №45 Елена Цветкова и Виталий Лебедев. Первый остров тогда тоже стал "Полуостровом", а вместе они составили "Остров". Семья? Добрые соседи? Друзья-соперники? Не знаю, но они вместе.
    Приходят ребята и из других школ. Всех принимают, и бесплатно. Заглядывают и студенты, выпускники, Вообще, какой-то возрастной границы здесь нет, Но существует четкая иерархическая система управления, в которой есть главный, но в то же время знаешь, что каждый равен тебе. Разделен весь народ на отряды-"пятерки", хотя людей там может быть и больше, и меньше. Во главе "Полуострова" стоят Елена Цветкова и Виталий Лебедев, и еще приходящие инструктора из 518-й школы. У каждого отрядам есть свое задание на месяц - ЧТП (чередующееся творческое поручение). Они разные: уборка, фотогазета, собственно газета и летопись. В последней кратко излагаются все последние события "Острова". Есть еще соцопрос, и игра с младшей школой, и сюрприз, который каждая пятерка должна приготовить.
    Чему ребята уж точно здесь здорово научились - так это умению превращать каждое действие в праздник, например, праздник цветов. Требовалось всего-то организовать пришкольную клумбу. Так вот, каждый отряд придумал легенду о выбранном цветке, а после посадочных работ был целый костюмированный бал цветов. И, конечно, капустник. С виду невинный праздник "Школьный Олимп" они тоже использовали на все сто: смеялись над собой и учителями, как хотели. День принятия в гимназисты тоже обратили в торжество, но не пафосное, а смешное. Летом работают на совхозных грядках, параллельно играя в "Зарницу" со всеми "зарничными" прибамбасами.
    Есть и дань моде: экономическая ролевая игра. Там ребята изначально получают установки: например, ты заведуешь газетой, а у тебя банк. Основная задача - накопить как можно больше "островных" денег: смайлов, дональдов, кладов. Чем и занимаются младшие. В конце игры они могут купить на них кассету с "островными" песнями - их записывают сами ребята на школьной студии звукозаписи. Старшим копить деньги неинтересно, и они учатся играть на валютном рынке, выпускают свою газету. Ее надо правильно сделать, сверстать, да и вообще различать виды заметок - поэтому здесь проходят такой предмет, как журналистика. Еще островитяне изучают медицину: сбор аптечки, первая помощь при ожогах, вывихах, переломах.
    Да когда же они все это успевают - при школьной-то загруженности? В свободное от уроков время. Потому что "островная учеба" - это вовсе и нe учеба, а опять .же игра, праздник. Она может называться поисковыми беседами или тематическими "свечками". Это когда учитель не сам рассказывает, а обрисовывает ситуации и спрашивает мнение детей. "Свечки" проходят вечером, при свечах - отсюда и название. Все садятся в круг и начинают разговаривать.
    А еще есть у ребят свой галстук и свои законы. Галстук - синий с разноцветными полосами. Появился он случайно. Один островитянин купил себе платок. Остальным он понравился, и решили, что у них будет такой галстук. А закон "свечки" повелевает каждому хоть раз во время беседы высказать свое мнение. Закон поднятой руки такса: если человек поднимает руку, значит, ему есть что сказать, и все сразу замолкают.
    На "Острове" есть собственные значки. Они делаются из обычных: соскабливается поверхность и вставляются фотографии с видами тех городов, куда ездили - Новгород, Тверь, Рязань, Владимир. А уж Подмосковье исхожено и изъезжено на лодках вдоль и поперек. Один раз даже попали в настоящий шторм, но 20 километров прошли под парусом.
    Но, каким "Островом" ни назовись, трудно отгородиться от реальной действительности. Она постоянно влезает в "островную" жизнь, создавая проблемы. Школу №518 хотят сносить. Учеников рассуют по другим школам, а "Острову" надлежит уподобиться Атлантиде. То есть исчезнуть с лица земли. Есть; конечно, запасной аэродром - "Полуостров" при школе №45. Но ведь. это всего лишь тесный подвал, требующий к тому же ремонта. Ребята готовы его сделать своими силами, но им нужны краска, инструменты. Школа помочь не может -у нее у самой долг полмиллиарда. А больше подвалов в Москве, похоже, нет.
    Нет, жить на "Острове" и чувствовать себя свободным, от общества, как ни старайся, не получается.

Юля Гришина