ИЗВЕСТИЯ, 2000
 

Что наша жизнь? — Игра!

В «Остров Сокровищ» тянет не только пятиклассников, но и выпускников

Инга Преловская


Десять лет спустя: взгляд в прошлое
    В 1990 году Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски и взяла новый девиз: «За Родину, добро и справедливость». После ее преобразования возник Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций почти из всех стран СНГ. В России сейчас зарегистрировано 90 детских организаций: пионеры и скауты, юные десантники и юные моряки, «Золотая игла» и ассоциация участников программы «Игра — дело серьезное», московская «Надежда» и томский «Хобби-центр».
    Но если в пионеры вступали добровольно-принудительно едва ли не все школьники от 10 до 14 лет, то резкое уменьшение детских сообществ стало неизбежным, как только их выдворили за стены школы. Позиция Министерства образования России десять лет назад была тут бескомпромиссной.
    А сегодня заместитель министра образования и глава Союза пионерских организаций Елена Чепурных говорит мне, что тогда все же погорячились. От партийного влияния школу, конечно, надо было избавить, но детские организации могли бы в ней действовать.
    Детям нужен свой круг общения, и где-то они все равно найдут для этого пристанище. Что противопоставить тем компаниям подростков, которых поражает вирус наркомании? Здоровые детские коллективы. Но к чему их привязать? Кто будет в них работать? Все-таки школа у нас — самое массовое место общения детей. И вот снова думают о возвращении в нее детских организаций. Не повторить бы только старых ошибок.
     — Я до жути боюсь одного, — признается Елена Евгеньевна, — не подмяла бы школа детские организации, если возвращать их в нее скопом. Опять заставит заниматься дежурствами, двойками, дисциплиной, уборкой, и нынешние дети «проголосуют ногами».
    Оглянемся назад. На излете перестройки вышла книжечка с'' результатами исследований пионерской жизни «О красном галстуке с тревогой и надеждой». На вопрос социологов, что тебе дала пионерская организация, больше всего ответов было «ничего» и «не знаю». Дети устали от занудства и скуки.
    Как же воссоединить детскую организацию и школу, не ущемляя вольных интересов вольных детей? Мне кажется, полезным для размышления может быть опыт межшкольной организации «Остров сокровищ» — не универсальный, но жизненный.

Ребенок тоже хочет жить
    Вернувшись домой после уроков, наш домашний пятиклассник с тоской обозревает сверху бездетный двор, В скопище кирпичных коробок дети словно вымерли. Одно утешение — компьютер. Но минут через сорок его отрывают от роботов и стрелялок.
     — Ну дайте же мне пожить, — возмущается он.
     — А ты что — не живешь?
     — Я же совсем не играю!
    Вопль души. Но вот однажды в субботу, отказавшись от соблазна поехать за город, он отправляется домой к однокласснику. Там их «пятерка» будет делать газету и готовить викторину. На разновозрастные «пятерки» разбит «Остров». Но пятиклассникам хочется прийти туда не с пустыми руками, и они пока испытывают себя в своем кругу. Забыв про компьютер, наш ребенок роется в детских энциклопедиях, ищет вопросы для викторины, звонит кому-то из «пятерки». У него, кажется, просыпается интерес к внеурочной жизни школы. Между тем в ее вестибюле вывешивают заманчивые объявления об играх: «Путешествие в параллельные миры», собственный субботний «Форт Байяр».

Тайны «Острова»
    Объединение ребят из двух московских школ — 518-й и 45-й образовалось благодаря желанию давних друзей и единомышленников вместе работать с детьми. Дмитрий Путимцев, заместитель директора 518-й школы, познакомился с Еленой Лебедевой, математиком из 45-й гимназии, в студенческом педагогическом отряде «Эврика», которым руководил в институте, а с ее мужем Виталием подружился, когда оба были вожатыми в пионерских лагерях. Втроем и стоят теперь во главе «Острова». Лебедев окончил вообще-то МЭИ, но так увлекся детской организацией, что пошел в школу преподавать информатику. С ноутбуком не расстается ни на сборах, ни в летнем лагере — поглощен выпуском газеты, очень популярной в среде «островитян».
    Путимцев называет себя «чистым продуктом коммунарской педагогики» с ее идеями совместного радостного творчества детей и взрослых, «Алым парусом», романтикой игр и ритуалов. Виталий и Елена — такие же. Доброжелательные, веселые, всегда открытые к общению с детьми, они еще молоды и могут позволить себе пока безбытный образ жизни, отдавая все свое время школе и «Острову».
    В подвале 45-й, отданном «Острову», дети чувствуют себя вольно. Тут живут их попугаи и хомяки, лежат на столах альбомы с фотографиями со всех сборов и летних лагерей. Сюда можно заскочить .на перемене. Тут собираются дежурные командиры отрядов обсудить ЧТП (череду традиционных поручений) или новые проекты. Тут идет подготовка игр, сборов, спектаклей. Конек «островитян» — мюзиклы. В гимназии культ разных музыкальных занятий.
    Я видела самый популярный из их мюзиклов — «До свидания, овраг». Спектакль несколько раз шел в школе и даже в знаменитом Большом зале Политехнического. Сценарий по повести о брошенных хозяевами собаках, их участи, дружбе и гибели написал Виталий Лебедев, а Елена, говорят, была душой спектакля. Собак и кошек играли старшеклассники, но в их песнях-историях легко угадывались судьбы людей, попавших в постперестроечное время на социальное дно, но не утративших достоинства. Лейтмотивом звучали в спектакле слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
    «»Остров» живет круглый год. Но сгустком жизни становятся четырехдневные каникулярные сборы и летние трудовые лагеря. Для сборов стараются выбрать привлекательные места: Петербург, Владимир, Тулу, Тверь, Сергиев Посад. Я поехала с ними в Ликино — Дулево.

Зажигают свечи
    Добирались часа четыре. На 80 человек школа № 1 отвела два этажа со свежевымытыми классами. В столовой оставили посуду и самовары. Москвичи привезли с собой спальники и продукты. Жизнь закипела. Чтоб участвовать в презентации, каждый из шести отрядов должен был выбрать себе название, девиз и сочинить подходящую сценку, в которой бы он весь участвовал. В остроумии и выдумке состязались «Опята», «Аккорд», «Беспредел», «До 16 и старше»...
    После ужина настало время традиционной вечерней «свечки». На полу в актовом зале расстелили пенные коврики. Уселись в большой круг, зажгли посредине шесть свечей. Каждый отряд принес свою. При свечах «островитяне» обсуждают, как прошел день. Полутьма : располагает к откровенности. Того, кто взял слово, прерывать нельзя.
    Свечи напоминают о летних кострах. И песни под гитару звучат душевно. Романтические песни, вывезенные из «Орленка», «Факела», и те, что родились на самом «Острове». Их все знают.
    А стихия сбора — игра. Новый сбор — новые игры. Их придумывают и сообща обсуждают заранее. Сложился свой мозговой центр мастеров игры. Правда, есть три традиционные игры, которые ежегодно повторяют в лагере: «День индейца», своя «Зарница» и «День капиталиста» с биржей. К ним хотят еще добавить «День музыкальной индустрии», однажды уже опробованный. Раскрутка «звезд» прошла азартно и дала много ролей: певцов, танцоров, режиссеров, продюсеров, рекламных агентов, имиджмейкеров, дизайнеров, осветителей, фанатов.
    В игре «Революция», придуманной одиннадцатиклассником Ромой Архангельским, отряды преобразились в партии 1917 года. Кадеты, монархисты, эсеры, большевики, октябристы, анархисты должны были выпустить свои листки-газеты, заготовить плакаты, призывы, провести митинги. Очки полагались за все, но победу обеспечивали голоса «народа». Лозунги партий были историческими: Рома раздал справки об их программах, костюмы — условными, а ход игры непредсказуемым.
    ...Утром «царь» в красном одеянии с плеча Деда Мороза и картонной короне сел в столовой за отдельный стол, крытый скатертью с павлинами и уставленный яствами: яблоками и плюшками. «Голодный народ» грозно застучал ложками. «Царь» пошушукался с «капиталистом», и тот, вынув солидный бумажник, направился на кухню. Народу начали выдавать завтрак. Игра началась. Десятиклассник Петр Копылов в лаптях и рубахе навыпуск пал Царю в ноги и, целуя край его одежды, ловко стащил пару плюшек. Оторопевшие жандармы не успели его схватить. Играя Петьку-вора; он то скоморошничал, ловя головой подкинутый вверх картуз, то лукавыми вопросами морочил голову партийным агитаторам.
    На плакатах с буквой ять проскальзывали нотки сегодняшней рекламы. РСДРП обещала крестьянам землю «уже сегодня, уже сейчас». «Голосуйте за нас — у вас будет шанс», — призывали эсеры. По коридорам с бравыми песнями маршировали солдаты-пятиклассники. Носились с черным флагом анархисты постарше. Ораторы перекрикивали друг друга на митингах. По очкам победила РСДРП. И тут же объявила, что запрещает другие партии. Но кадеты обнаружили у жюри ошибку в подсчете очков. В суматохе буржуазные партии объединили полученные голоса и совершили контрреволюционный переворот... У истории нет сослагательного наклонения, но в игре может быть все, и заповедь «Не сотвори себе кумира» усваивается сама собой.
    ...В 11 вечера население Острова угомонилось, и я заглянула в штаб. Предстояло ещё две игры. В финале — прикольная «Поиски НИИ чародейства и волшебства» (ЧаВо), из которого сбежала нечисть, а перед ней — военно-экономическая «Государство». Ее автор, студент-четверокурсник Университета управления Алексей Лаврищев с помощниками распечатывал на ксероксе и разрезал карточки с названиями сырьевых ресурсов и вооружений. Две огромные карты воображаемых государств — для дипломатов и для военных — были уже готовы. Государства должны были бороться за мировые ресурсы, а ребята — стать министрами экономики, военными, разведчиками, изобретателями новых технологий, дипломатами. Игра намечалась сложная, и инструктора тщательно прорабатывали ее детали. В три часа ночи еще кипел очередной самовар. Леша сказал мне, что для него каждый сбор — как один бесконечный день. Но какое интеллектуальное удовольствие! Чтоб попасть на сбор; он должен был отпроситься и в университете, и на фирме, где начинает работать.
    Завлекло на «Остров» и других студентов: филолога Машу Петриченко, психолога Полину Трояновскую, экономиста Аню Солдатенкову, математика из МГУ Диму Мирошника...

Будьте добры!
    На «Острове» есть свои правила и законы. Вот один из них — закон доброжелательства: «Общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось. Всегда помни: все мы люди, все мы ошибаемся. Главное — человек». Есть и простые правила: отвергаешь — предлагай, видишь работу — делай... В газете «Остров» я прочла серьезную заметку шутника Пети Копылова: «Остров» — не тусовка, а организация с обязательствами. Принимайте все близко к сердцу. ...И не дай вам Бог попасть на этот обитаемый остров. С него сложно уплыть».
    Отношения между школами и «Островом» дружественные. «Остров» участвует во внеурочной жизни школ, они ему чем могут помогают. Директор 45-й гимназии Леонид Мильграм хотел вначале, чтоб «Остров» включился в организацию школьного самоуправления, но настаивать не стал. Островитяне занимаются организацией досуга и в этих рамках ценят свою свободу и автономность.
    У Министерства образования есть идея, как наладить отношения школ с детскими организациями, не посягая на их самостоятельность. Можно заключать договоры, обуславливающие взаимные обязательства. Образцы договоров разрабатываются.