Островная учеба

Виталий Лебедев, Остров Сокровищ, 2001

Ну, вот, скажут некоторые, и тут учеба. Да, и в Острове она тоже есть!

А если задуматься, то вся наша жизнь – это учеба. И не обязательно для этого ходить в школу. Давайте разберемся. Кому-то нравиться танцевать, кому-то - в футбол играть, а кому-то - за компьютером сидеть, но и в первом, и во втором, и в третьем случае, чтобы заняться любимым делом, нам необходимо сначала научиться его делать. Просто происходит это не как мы привыкли: учитель выходит к доске… и так далее, а как бы само-собой. Просто нравиться этим заниматься, и все! И вот ты в пятый раз пытаешься сделать новое па или закрутить посильнее мяч. А если не получается, то пробуешь это снова и снова. И что получается? Получается, что ты учишься. Только не потому, что это надо учителю или родителям, а потому что ты сам этого захотел.

Островную учебу мы стараемся построить именно по этому принципу. Наверное, это получается не всегда. Но, чтобы не происходило массового отторжения от процесса обучения, мы сократили все наши учебные курсы до минимума. Каждый курс занимает не более четырех часов.

В общем и целом, основной задачей обучения является подготовка к тем проблемам и вопросам, которые могут возникнуть перед человеком. Так как наша островная жизнь достаточно творческая: спектакли, выпуск газет, походы и так далее, то и учеба, соответственно, ориентирована на нее. В Острове есть следующие учебные курсы (или предметы, как говорят в школе, но мы их так не называем): театр, журналистика, туризм, медицина, ритуалы.

Каждый из курсов разбит на два уровня: первый для тех, кто только начинает заниматься той или иной деятельностью, и второй для тех, кто чувствует себя уже уверенно.

На занятиях по театральной деятельности, мы учимся правильно говорить, двигаться, изучаем правила поведения на сцене, те, у кого это начинает получаться хорошо, переходят на второй уровень, где им надо выбрать литературное произведение, написать сценарий, поставить его, подобрать костюмы и сыграть мини-спектакль.

В журналистику первого уровня входит изучение и написание различного рода статей, изучение видов газет, выпуск стенной газеты, а на втором уровне мы уже организуем мини-редакцию: надо спланировать номер, подобрать материал, записать радио-газету (это что-то типа радио-передачи), помимо этого (если остается время) происходит съемка репортажа, к которому (естественно) сначала подбирается сюжет.

На медицине мы учимся накладывать повязки, останавливать кровь, переносить больного, оказывать первую медицинскую помощь, а на втором уровне - собирать аптечку (например в поход), изучаем таблетки и как обходиться без них.

И первый, и второй уровень туризма проходят в самом настоящем походе в лесу. Может быть, это несколько жестко, но зато очень практично. Представьте себе: вам дают котелок, топор, горсть каши, банку тушенки и предлагают поужинать – что приготовил, то и ешь. А потом надо ставить палатку. Тебе обязательно помогут, но никто за тебя ее ставить не будет: поленишься - ночью обязательно замерзнешь. Второй уровень несколько сложнее: надо подготовить группу к походу. Спланировать маршрут, рассчитать питание (составить раскладку), не забыть распределить групповое снаряжение. Как правило, ребята первого и второго уровней идут в один и тот же поход, только в разных ролях.

Ритуалы – это самый загадочный курс островной учебы. Здесь сложно определить, где первый, а где второй уровень, так как изучать ритуалы можно всю жизнь. В этот курс входит почти все, что касается Острова: начиная с того, как правильно сдавать рапорт и что такое свечка, и заканчивая правами и обязанностями дежурного командира, командира сбора, лагеря.

По окончании учебы можно сдать зачет (а можно и не сдавать, если не хочется). Тем, кто удачно сдает зачеты вручают почетный значек ЗОКI или ЗОКII (то есть, зачет островного курса 1-го и 2-го уровня, соответственно). Причем, зачет комплексный, то есть если ты не шибко силен в медицине и набрал по ней мало баллов, то вполне можешь компенсировать это отличными знаниями и умениями в туризме.

Те, кто получают ЗОКи, могут поехать летом в профильный отряд, а там, глядишь, и получить звание мастера по направлению, к примеру, “Мастер по туризму”, “Мастер по театру” и так далее. Звание мастера присваивается тем ребятам, которые регулярно работают по выбранному профилю, получили ЗОКи, и обучают других ребят своему направлению. Помимо того, что мастер ведет учебу, он еще и имеет право принимать зачеты. И несмотря на то, что учеба проходит только в лагере, вполне можно среди года найти мастера (поспрошать среди старшеклассников-островитян), попросить его провести для вас учебный курс и получить у него ЗОК.

Отличить мастера о немастера можно по значку, на котором написано название его профиля. Кстати, звание мастера не обязательно получать только по одному направлению, у нас есть ребята, которые одновременно являются мастерами по туризму и журналистике или театру.

Так что вперед! И пусть островная учеба (я очень хочу надеяться на это) будет вам в радость и поможет лучше ориентироваться в жизни.