Чередование Творческих поручений

В. Лебедев, Д. Путимцев

Методика "Система Чередования Творческих Поручений" была разработана Игорем Ивановым в 60-е годы нашего столетия, с тех пор она получила достаточно широкое распространение в нашей стране. Система ЧТП преследует цель всестороннего развития ребенка. Методика позволяет познакомиться с широким диапазоном направлений деятельности и дает возможность ребенку попробовать себя в них.

ЧТП основано на списке "традиционных поручений", одно из которых выбирает себе "пятерка" (структурное подразделение организации) на месяц (в школе) или на 3-хдневку (в лагере). Формирование списка происходит исходя из возраста и опыта ребят, ситуации, в которой приходится работать.

Система ЧТП - одна из наиболее эффективных методик по формированию самоорганизации и самоуправления разновозрастных коллективов ребят. Результат достигается за счет того, что ребята свободны в выборе себе поручения на месяц, но при этом все поручения должны быть выполнены хотя бы один раз, что в ненавязчивой форме принуждает ребят к самостоятельному краткосрочному и долгосрочному планированию своей деятельности.

Разнонаправленность поручений - одна из изюминок этой методики. Широкий спектр направлений деятельности не только позволяет развивать широкий кругозор, но дает возможность проявить себя в видах деятельности, не интересовавших ребенка ранее, то есть открыть в себе новые таланты и интересы.

Старшие ребята, часто выступающие, как кураторы "пятерок", пробуют себя в роли инструктора, преподавателя.

Ниже мы приводим пример описания для детей ряда традиционных поручений, которые, на наш взгляд, охватывают достаточно большой возрастной промежуток, наиболее реальны к выполнению и развивают достаточно большое колличество знаний и умений востребованных в жизни, но не формируемых в школе. Данный список был опробан течение 5 лет в школе и лагерях наше й организации.

Примечание: В системе ЧТП интересно учавствовать не более 2-3 лет, после которых необходимо дать возможность ребенку самоопределиться в какой-либо конкретной области либо поменять его статус.

Игры с начальной школой

Проведение различных творческих дел с учащимися младшей школы (1-5 класс). Готовит дело пятерка, а малыши только участвуют. Примерами таких дел могут быть варианты телевизионных игр, таких как "Поле чудес", "Угадай мелодию", "Любовь с первого взгляда" и другие. Возможно проведение простой игротеки: игры с ребятами на переменах или после уроков, в школе или рядом с ней. "Играми" также может считаться разучивание и пение песен с ребятами.

Проведение ЧТП "Игры" очень важно так как знакомит младшие классы с деятельностью "Острова Сокровищ" и привлекает в него новых островитян.

Дежурство

Дежурство является творческим поручением, просто надо к нему относится соответствующе. Задачей дежурной пятерки является не только чистота Острова, но и все технические вопросы, встающие в процессе деятельности: оформление актового зала, приведение в праздничный вид сушилки и многое другое, о чем эту пятерку информирует дежком "Острова".

Организация чаепития - тоже задача дежурных.

Летопись

Летопись - изложение всех событий происходящих на "Острове Сокровищ". Для летописи у нас существует специальная папка с файл-вкладышами внутри, все материалы летописи помещаются в нее.

Фотогазета

Фотогазеты делаются на листах формата А2 и подшиваются друг к другу. Фотогазеты это самая наглядная и красочная история "Острова", она нужна как вам (что бы повспоминать дела ушедших дней), так и тем, кто придет после вас.

Газета

Одна из форм общения организации (коей мы и являемся) и людей нас окружающих является газета. Через газету ребята, пока с нами незнакомые, смогут узнать о нашем существовании и о тех делах которые мы проводим. Выбор формы газеты (стенная, фигурная, радиогазета) предоставляется пятерке ответственной за это ЧТП.

Сюрприз

"Сюрприз" - это маленькая творческая миниатюра или игра на наших ежемесячных собраниях. Примерами сюрпризов могут стать сценка, конкурс, игра с собравшимися, подборка песен и многое другое. Главное от чего стоит отталкиваться при подготовке сюрприза это от самого слова "сюрприз", вы готовите сюрприз для всех остальных. (Сюрприз - это ПРИЯТНАЯ неожиданность).

Если во время вашего ЧТП на "Острове" или в школе проходит какое-нибудь мероприятие схожее по своему смыслу с творческой миниатюрой, то в качестве "сюрприза" совет ДК может вам поручить подготовку и проведение этого дела. Примерами таких дел могут стать: концерт, новогодний маскарад, капустник и т.д. Однако это не означает, что в рамках этого дела вы делаете все. Вы становитесь советом дела этого мероприятия и вправе раздавать задания другим пятеркам или отдельным островитянам, и ваша задача не сделать все самим, а организовать это дело вместе с другими.

Соцопрос

Вследствие того, что мы существуем не в замкнутом пространстве, а в обществе нам необходимо постоянно общаться. А в том, что бы лучше узнать интересы ребят и их взгляды на жизнь, нам поможет социологический опрос.