Сделать мир чуточку лучше

таков девиз детско-юношеской организации "Остров Сокровищ"

Виталий Лебедев, 2001

Время пришло "вчера"

"Не приведи... Вам жить в эпоху перемен" – гласит восточная мудрость. Но мы живем, и не можем выбрать себе другую. Эта эпоха стала для России переломной не только в областях экономики, политики и права, она ударила и по образованию. И вот, мы все чаще и чаще обращаемся к трудам Толстого, Корчака, Амоношвили.

Еще, к сожалению, не пришло время, когда догмат традиционного советского образования уступят место всепоглощающим идеям сотрудничества и творчества. Но это время близится, потому что уже поставлена под сомнение идея дисциплины и наказаний, и все чаще и чаще в печати встречаются высказывания "нельзя научить, можно научиться" и "человек делает хорошо только то, что хочет делать", потому что все больше и больше педагогов воспринимают ребенка не как "недо-взрослого", а как полноценного человека, и не стремятся разделить образование на обучение и воспитание.

И все чаще и чаще звучат слова: "свободное образование", "детская самостоятельность", "самоуправление".

Школа – очень громоздкий механизм. Громоздкий и потому – инертный. И эта инертность – заслуга не только чиновников от образования, но и косности нашего мышления. Как приятно провозглашать слова Корчака: "…не желая, чтобы он умер, не даем ему жить…" и чувствовать себя при этом прогрессивным и человечным, и как тяжело, при этом, не схватить за руку собственное чадо, несущееся во весь опор по бетонной лестнице! Как тяжело, порою, остановиться и не сказать: "Какой еще там школьный турслет, ты еще математику не сделал".

Но мы будем меняться, чтобы сохранить или возродить понимание с этими людьми из загадочной страны "детство". И будут меняться педагоги, если они хотят быть Педагогами, а не предметниками, и будут меняться управленцы, чтобы их школы действительно "сеяли разумное, доброе и вечное".

И начинать меняться нужно уже "вчера"! Пусть потихоньку, пусть не везде, но хотя бы маленькими островками в море педагогической индустрии, хотя бы просто со школьной газеты или совместного чаепития учителей и учеников. Но начинать надо!

Островок творчества

Сложно сказать, когда же возникла детско-юношеская организация "Остров Сокровищ", толи в 96-м, толи в 93-м, а толи еще раньше. А может это и не организация вовсе, а просто некая общность людей, которые что-то делают вместе? Никто, ни ребята, заглядывающие на переменках в островной подвал, ни старшие инструктора (как называют здесь студентов и учителей - островитян) вразумительного ответа дать не могут. Но можно задать вопросы и попроще...

– Почему готовлю сказку для малышей? Просто мне это нравится.

– Что значит "кто сказал и кому нужно"? Им и нужно – первоклашкам. А не говорил никто, собрались и решили. И, тем более кто ее будет готовить, если не мы?

– Почему не знаю? Знаю! Но я же младший инструктор, моя задача сделать так, чтобы ребята сами придумали кругосветку…

Ребята пока не могут четко сформулировать, что ими движет, почему они приходят в организацию, почему остаются в ней, даже будучи студентами. Действительно, сложно ответить на вопрос: "Как ты живешь?". Для этого необходимо выйти из контекста собственной жизни и посмотреть на себя со стороны. А "Остров" – это действительно целая жизнь, или точнее, образ жизни.

Основа этого образа – островные законы: закон доброжелательности, закон бережного отношения к природе, закон равенства, закон уважения чужого творчества…

Но эти законы не догма. Ежегодно практически все законы подвергаются на общем собрании критическому анализу. Меняются формулировки, рождаются новые, но на протяжении почти десятилетия суть законов остается неизменной – уважай в человеке Человека. Да и не законы это, строго говоря. За неисполнение настоящего закона положено наказание, а в "Острове" нарушение закона уже является наказанием. И это наказание человек определяет себе сам, ибо нарушив островной закон он, прежде всего, оскорбил себя.

Но вовсе не законы привлекают в организацию ребят. Заглянув в любой справочник по психологии несложно определить основные потребности подросткового возраста: общение и самореализация.

И где, как не в разновозрастном коллективе, в традициях которого уже укоренилась интенсивная деятельность, возможно удовлетворить эти потребности?

Здесь никто не знает как нужно, здесь каждое новое дело – это открытие. И пусть не прячет старшеклассник улыбку от того, что ребята помладше, вот уже в который раз заново придумали новую форму проведения творческого дела "кругосветка", он уже знает, что настоящее творчество – это "когда ты сам", но не "когда тебе сказали". Он уже определил свою роль в организации – роль помощника младшим, и творца нового со сверстниками. Он уже понял, как и многие его предшественники, что настоящее общение возможно только через деятельность, но пока не скажет никому о своем маленьком открытии, а подсядет и поможет реализовать ребятам их "только что придуманную кругосветку".

Старшеклассники (или же, младшие инструктора) поддерживают свободу творчества более младших ребят, иначе им будет тяжело сформировать в себе уважительное отношение к труду и творчеству других людей. Один из островных принципов гласит: "любая идея достойна быть выслушанной и обсужденной…". Но не принципы определяют подобное отношение. Старшеклассники действуют так почти на интуитивном уровне, это определяется островной атмосферой. И вот, молодой островитянин, который пять минут назад и слушать не стал бы одноклассника, вдруг заинтересовывается его идеей, и даже поддерживает и развивает ее. Может это обуславливается тем, инструктора всегда со вниманием относятся ко всем, пусть даже самым бредовым, идеям, или тем, что когда говорит один все остальные молчат? А если кто-то заблуждается, и упорствует в своем заблуждении? Что ж, пожалуйста! Каждый имеет право разбить себе лоб или споткнуться, но при этом, упав, тут же увидит протянутую руку.

Как все устроено

Так же как и остальные островитяне, педагоги "Острова Сокровищ" постоянно "изобретают велосипед". Пробуют различные формы работы, описанные другими педагогами уважающими в ребенке Человека, разрабатывают новые методики, ассимилируют старые. В результате постоянных поисков на настоящий момент сложилась следующая картина.

Попадая в организацию, ребенок выбирает, в какую из существующих структурных единиц он хочет вступить. Он свободен в своем выборе, он может пойди туда, где ему кажется наиболее интересно и уютно, а может создать новую структурную единицу. Это может быть "пятерка" - разновозрастное объединение от 3 до 7 человек, основной деятельностью которой является участие в системе ЧТП (Чередование Традиционных Поручений, методика, разработанная основателем фрунзенской коммуны Игорем Ивановым), может быть профильный отряд или совет дела. Профильные отряды, в отличие от "пятерок", постоянно занимаются узконаправленной деятельностью, например, отряд журналистики занимается в течение года выпуском газет и прочей печатной продукции, театральный – организацией концертов и постановкой спектаклей, ролевой – разработкой и проведением ролевых и деловых игр и т. д.

Если профильные отряды и "пятерки" – это постоянно действующие объединения, то советы дел собираются специально для подготовки очередного мероприятия. И после проведения и анализа дела распадаются. При этом островитянин может быть членом, как совета дела, так и состоять в "пятерке" или профильном отряде. Меру своего участия и ответственности каждый выбирает себе сам. Оперативное управление делами "Острова" осуществляет совет дежурных командиров, переизбираемых каждый месяц, а более долгосрочные решения относительно жизни организации в общем принимает Совет Посвященных, состоящий из наиболее опытных островитян.

Структура "Острова" не постоянна: за время существования организации "пятерки" (а вместе с ними и система ЧТП) "умирали" и "рождались" около пяти раз, в разные годы функционировали разные профильные отряды, недавно возникла идея поручить исполнительную власть в "Острове" президенту… Организация постоянно меняется, а значит живет!

Не мешайте быть счастливым

Известный немецкий философ и педагог, основатель вальдорской школы Рудольф Штайнер говорил, что школа, сориентированная на потребности и проблемы конкретных детей и идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных полноценных людей и тем самым выполнит свое подлинное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития общества и культуры.

Детская организация – прекрасное место для удовлетворения естественных потребностей ребенка: творить и общаться. Но именно детская организация, (где взрослому отведена роль помощника и консультанта (инструктора)), а не организация детей, в которой взрослый решает, что для ребенка хорошо, а что нет. "…ребенок внутренне мудр и реалистичен…" – считал Александр Нилл – "…если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться." Это высказывание стало одним из ключевых принципов, по которым Нилл построил свою школу Саммерхилл. По этому же принципу может быть построена по настоящему детская организация.

И если ее методики будут приняты педагогами всей школы, если учитель сменит свою позицию по отношению к ребенку с "истины в последней инстанции" на позицию помощника и сотрудника, то такая школа станет действительно образовательной, (а не обучательной). И дети будут бежать в эту школу с улыбкой на лице, и им будет грустно вечером покидать ее стены.