Детская организация, как форма образования духовного человека

Доклад на конференции духовных общин

Виталий Лебедев, 2002

“...Душа обязана трудиться...” сказал в свое время русский поэт Николай Заболоцкий. Это значит чувствовать, сопереживать, принимать не осуждая и лечить, не кромсая ножницами.

Путь душевного и духовного развития человека - бесконечен, но люди по-разному используют свои годы: кто-то всю жизнь гоняется за призраками, кто-то посвящает свою жизнь служению духовным идеалам. Такая разница определяется не только в отличием духовных наследий, но и тем, какой путь развития выбирает себе человек. И здесь становятся актуальным то, что закладывается с самого детства, те принципы, которые прививаются в семье, школе.

К сожалению, современная система образования в нашей стране не способна сформировать по-настоящему образованую личность (да, наверное, и не ставит себе такой задачи). Процесс образования, разделенный в свое время Н.К. Крупской, на обучение и воспитание, плавно выродился в трансляцию ученикам академических знаний, а вот о воспитании мы постепенно забыли.

Чем заняты наши подростки? Учат уроки и гуляют на улице, причем второе случается гораздо чаще, чем первое. И здесь уже не приходится говорить о душе трудящейся!

Познание мира и себя, толерантность, сострадание и понимание приходят только в социально значимой деятельности. К сожалению, подросток еще недостаточно зрел для того, чтобы самостоятельно найди такую деятельность, а предложить ее некому...

Но ситуация не безвыходна!

После развала пионерской и комсомольской организаций, то тут, то там стали появляться самостийные детские и юношеские объединения уже не отягощенные коммунистической идеологией. И это вполне объяснимо, так как общение и деятельность являются естественными потребностями практически любого подростка. Там, где рядом оказались грамотные педагоги, деятельность ребят постепенно стала носить социально значимый характер, а значит возникла среда для для духовного развития.

Не стала исключением и детско-юношеская организация “Остров Сокровищ” работающая на базе двух московских школ: Гимназии № 45 и Средней школы № 518.

Девиз этой организации: “Сделаем мир чуточку лучше”, а к основным принципам островитяне относят такие понятия, как польза окружающим, забота о подрастающем поколении, движение к общению через деятельность, значимость каждого человека. И уже здесь, на уровне декларации начинает формироваться представление о нормах поведения, о жизненных принципах. Сделать мир лучше - это мечта, а вот принести пользу окружающим, проявить заботу о младшем, слабом или немощном можно уже сейчас. Не нужно тратить лишних слов, не нужно тратить время на суету - высший уровень общения друг с другом достигается путем совместной работы. Нет плохих и хороших, нет отверженных и приближенных - значим каждый, таков какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

"Остров..." состоит из разновозрастных отрядов, профильных творческих объединений и отряда инструкторов-педагогов. Высший законодательный орган организации - Совет Посвященных, состоящий из наиболее опытных и ответственных островитян, а оперативное руководство осуществляется Советом Дежурных Командиров.

Каждые каникулы в течение учебного года происходит выезд на "сбор" в другой город России, а летом - в трудовой лагерь. "Сборы" и лагерь являются концентрацией жизни организации. Разновозрастные отряды и система дежурных командиров создают основу для самоуправления, развивают навыки коммуникаций и социально ориентируют островитян. Интенсивность творческих дел способствует снятию ряда комплексов, а также творческому и интеллектуальному развитию ребят. Ежевечерние "свечки", на которых проводятся обсуждение и анализ прошедшего дня, позволяют глубже разобраться в себе, во взаимоотношениях с другими людьми, в окружающем мире.

Большое место в жизни организации занимают ролевые игры. Участвуя в них, ребята знакомятся с различными профессиями, историей и культурой различных народов. Ролевые игры помогают развить навыки общения, способствуют адаптации в резко меняющемся современном мире. На "Острове..." разработано около десятка крупных ролевых игр. Многие из них уже стали традиционными: "День капиталиста", "Я - законодатель", "Музыкальная индустрия", "День индейца".

Большое внимание уделяется изготовлению газет, причем как стенных, так и многотиражных. Основным периодическим изданием организации является газета "Остров". В ней ребята делятся наболевшими проблемами, обсуждают острые вопросы, публикуют свои стихи и рассказы. Кроме газет регулярно выпускаются песенники, сборники стихов, учебные пособия по курсам островной учебы и масса других, менее профессиональных непериодических изданий, трудясь над которыми, ребята получают дополнительные навыки общения и работы в коллективе.

В течение года ребята активно занимаются организацией концертов, капустников и праздников для младших классов. Они пишут сценарии, репетируют и выступают со своими сценками на школьных вечерах, участвуют в театральных марафонах. Помимо небольших сценок в течение года идет работа над крупными спектаклями и мюзиклами. За последние годы на свет появились: "Принцесса и Свинопас" по пьесе Е. Шварца "Голый король", "Русалочка" по мотивам одноименной сказки, "До свидания, Овраг" по повести К. Сергиенко о бездмных собаках, "Маленький Принц" по одноименной повести А. Сент-Экзюпери, “Дракон” Евгения Шварца и “Хитрая история” про дружбу таких непохожих друг на друга лисенка и цыпленка из повести Я. Экхольма “Тутта Карлсон... и Людвиг Ларсон...”. Особого внимания заслуживают постановки во время поездок. Они, пусть и не всегда удачные, дают возможность каждому побывать на сцене и попробовать себя в роли сценариста или режиссера, так как создаются буквально в течение часа, причем без участия взрослых.

Каждый год островитяне организовывают и проводят по два туристических слета для своих школ: разрабатывают и устанавливают полосу препятствий, прокладывают маршруты на ориентирование. Совершенствуют свои знания в небольших походах в течение года и регулярно выходят в крупный поход на озеро Селигер.

Человек не будет скучать, когда у него есть Дело. Человек не вырастет равнодушным, если в основе его Дела лежит забота о другом, а значит его душе есть куда себя приложить.