Школьный театр как общий проект


Елена Лебедева, Виталий Лебедев, 2003

В последнее время в практике работы школы все большее внимание уделяется всепредметным и надпредментым направлениям, реализуемых в различных видах деятельности, которые не только интегрируют предметные области, но и дают возможность ребятам использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним).

Если исходить из того, что образовательное пространство школы строится именно на видах деятельности, а не на предметах, то актуальным становится вопрос о выборе этих самых видов.

Мы, отвечая на этот вопрос, остановились на следующих видах деятельности: журналистика и издательство, театр, туризм, организационная, педагогическая. Методом реализации была выбрана проектная деятельность. Безусловно нельзя оставить за рамками и исследовательскую деятельность, либо как самостоятельный вид деятельности, либо как элемент проектной деятельности.

Каждый из перечисленных видов не только охватывает по нескольку предметов, но и дает вполне определенный практический и востребованный (при правильной организации процесса) результат, что, безусловно, намного ценнее, чем учебный чисто учебный результат.

Журналистика и издательство объединяют такие предметы, как русский язык, литература, социология, информационные технологии, экономику. В качестве практического результата может быть школьная газета, афиши и программки для концертов, сборники стихов и рассказов учащихся и так далее.

Театральная деятельность включает в себя, опять-таки русский язык и литературу, технологии (труд), информационные технологии, физику и математику, изобразительное искусство, музыку. Практическими результатами становятся спектакли, постановки, концерты, сценки, сказки и так далее.

Туризм связан, в основном, с физической культурой и технологиями (трудом), однако в него можно смело включить еще медицину, историю, биологию, экологию и экономику. Результатами туристической деятельности могут стать не только турслеты и походы, но и экскурсии, выезды на раскопки, экологические акции, связанные с очисткой природы.

Издательсво и журналистика, туризм и театральная деятельность возможно реализовывать различными методами, но только в том случае, когда ребята становятся организоторами этих видов деятельности, достигается максимальный педагогический результат. Однако только что перечисленные виды деятельности не охватывают в полной мере всех аспектов, связанных с организацией тех или иных процессов и мероприятий. Именно поэтомы мы выделяем организационную деятельность в отдельный вид деятельности. Предметная наполненноть зависит от содержания организуемого мероприятия или процесса. В качестве примера реализации этого вида деятельности можно привести ролевые игры, систему самоуправления, организацию школьных праздников и так далее.

Педагогическая, так же как и организационная деятельность, тоже может быть неотъемлемой частью других видов деятельности, и выделение ее в отдельный вид происходит только для того, чтобы подчеркнуть ее важность. На наш взгляд, педагогическая деятельность - это основной инструмент развития терпимости и понимания, он помогает сформировать основные навыки будущих родителей. Результатами педагогической деятельности могут стать формирование и работа разновозрастных отрядов, система молодых вожатых, обучение нетрадиционным дисциплинам, организация тематических клубов.

В связи с нашей темой, хотелось бы более подробно остановиться на театральной деятельности.

Грамотно организованная театральная деятельность подразумевает работу множества людей в различных ролях, и соответствует полному технологическому циклу (desing circle). Причем, технологические циклы отдельных составляющих театральной деятельности (сценирование, декоррирование и изготовление котюмов и так далее) должны быть жетско увязаны друг с другом, в противном случае результат может оказаться вовсе непредсказуемым. Именно работа в рамках своей роли и организация взаимоствязи между отдельными составляющими определяет педагогический результат этой деятельности, а не качество получившегося продукта (хотя, безусловно, качество спектакля в сильной степени зависит от грамотного построения процесса подготовки).

Работу над спектаклем можно подразделить на следующие составляющие, которые и определяют роли участников данного процесса: обсуждение темы спектакля и сценирование, планирование мероприятий, декоррирование, костюмирование, грим, хореография, написание песен и музыки, запись песен и музыки, аранжировка песен и музыки, оранизация репетиций и показа, изготовление световых установок, органиация рекламы, изготовление афиш и программок, звукорежессура, светорежиссура, режиссура, игра на сцене, организация съемок и монтаж, обсуждение результата и коррекция результата. Нетрудно увидеть, что для полноценной организации спектакля необходимо достаточно большое колличество человек, это и дает основу для организации театральной деятельности не только в рамках театрального коллектива, но и на уровне школы. Хотя в большинстве случаев постановку спектаклей относят к внеурочной деятельности, что неизбежно рано или поздно приводит к конфликту с урочной деятельностью, так как возникает конкуренция по времени (что, впрочем, связано с любой внеурочной деятельностью). Этого конфликта можно избежать, если театральная деятельность интегрируется в урочную деятельнось.

К примеру, ну уроках литературы организуется обсуждение темы будующего спектакля, организуется творческий конкурс на сценарий и стихи к песням. На изобразительном исскустве разрабатываются грим, декорации, костюмы, афиши. На технологии шьются костюмы и изготавливаются декорации. На музыке пишутся и аранжируются песни и музыка к спектаклю. На информационых технологиях осуществляется информационная поддержка, изготавливается сайт, программки, афиши, монтируются фильмы, ролики и так далее. При таком подходе любой спектакль, концерт, сказка становятся делом не кучки энтузиастов, а делом всей школы.

Можно найти много “но” в предлагаемом подходе, безусловно, современная школа не готова еще отказаться от предметных программ в пользу видов деятельнстей, однако автор твердо уверен, что есди себе поставить такую задачу, то рано или поздно найдутся методы безболезненного перехода от урочно предметной школы к деятельно ориентированной.