Школьный театр как общий проект
Елена Лебедева, Виталий
Лебедев, 2003
В последнее время в практике работы
школы все большее внимание уделяется
всепредметным и надпредментым
направлениям, реализуемых в различных
видах деятельности, которые не только
интегрируют предметные области, но и
дают возможность ребятам использовать
свои знания и навыки в реальных жизненных
ситуациях (или максимально приближенных
к ним).
Если исходить из того, что образовательное
пространство школы строится именно на
видах деятельности, а не на предметах,
то актуальным становится вопрос о выборе
этих самых видов.
Мы, отвечая на этот вопрос, остановились
на следующих видах деятельности:
журналистика и издательство, театр,
туризм, организационная, педагогическая.
Методом реализации была выбрана проектная
деятельность. Безусловно нельзя оставить
за рамками и исследовательскую
деятельность, либо как самостоятельный
вид деятельности, либо как элемент
проектной деятельности.
Каждый из перечисленных видов не только
охватывает по нескольку предметов, но
и дает вполне определенный практический
и востребованный (при правильной
организации процесса) результат, что,
безусловно, намного ценнее, чем учебный
чисто учебный результат.
Журналистика и издательство объединяют
такие предметы, как русский язык,
литература, социология, информационные
технологии, экономику. В качестве
практического результата может быть
школьная газета, афиши и программки для
концертов, сборники стихов и рассказов
учащихся и так далее.
Театральная деятельность включает в
себя, опять-таки русский язык и литературу,
технологии (труд), информационные
технологии, физику и математику,
изобразительное искусство, музыку.
Практическими результатами становятся
спектакли, постановки, концерты, сценки,
сказки и так далее.
Туризм связан, в основном, с физической
культурой и технологиями (трудом), однако
в него можно смело включить еще медицину,
историю, биологию, экологию и экономику.
Результатами туристической деятельности
могут стать не только турслеты и походы,
но и экскурсии, выезды на раскопки,
экологические акции, связанные с очисткой
природы.
Издательсво и журналистика, туризм и
театральная деятельность возможно
реализовывать различными методами, но
только в том случае, когда ребята
становятся организоторами этих видов
деятельности, достигается максимальный
педагогический результат. Однако только
что перечисленные виды деятельности
не охватывают в полной мере всех аспектов,
связанных с организацией тех или иных
процессов и мероприятий. Именно поэтомы
мы выделяем организационную деятельность
в отдельный вид деятельности. Предметная
наполненноть зависит от содержания
организуемого мероприятия или процесса.
В качестве примера реализации этого
вида деятельности можно привести ролевые
игры, систему самоуправления, организацию
школьных праздников и так далее.
Педагогическая, так же как и организационная
деятельность, тоже может быть неотъемлемой
частью других видов деятельности, и
выделение ее в отдельный вид происходит
только для того, чтобы подчеркнуть ее
важность. На наш взгляд, педагогическая
деятельность - это основной инструмент
развития терпимости и понимания, он
помогает сформировать основные навыки
будущих родителей. Результатами
педагогической деятельности могут
стать формирование и работа разновозрастных
отрядов, система молодых вожатых,
обучение нетрадиционным дисциплинам,
организация тематических клубов.
В связи с нашей темой,
хотелось бы более подробно остановиться
на театральной деятельности.
Грамотно организованная театральная
деятельность подразумевает работу
множества людей в различных ролях, и
соответствует полному технологическому
циклу (desing circle). Причем, технологические
циклы отдельных составляющих театральной
деятельности (сценирование, декоррирование
и изготовление котюмов и так далее)
должны быть жетско увязаны друг с другом,
в противном случае результат может
оказаться вовсе непредсказуемым. Именно
работа в рамках своей роли и организация
взаимоствязи между отдельными
составляющими определяет педагогический
результат этой деятельности, а не
качество получившегося продукта (хотя,
безусловно, качество спектакля в сильной
степени зависит от грамотного построения
процесса подготовки).
Работу над спектаклем можно подразделить
на следующие составляющие, которые и
определяют роли участников данного
процесса: обсуждение темы спектакля и
сценирование, планирование мероприятий,
декоррирование, костюмирование, грим,
хореография, написание песен и музыки,
запись песен и музыки, аранжировка песен
и музыки, оранизация репетиций и показа,
изготовление световых установок,
органиация рекламы, изготовление афиш
и программок, звукорежессура,
светорежиссура, режиссура, игра на
сцене, организация съемок и монтаж,
обсуждение результата и коррекция
результата. Нетрудно увидеть, что для
полноценной организации спектакля
необходимо достаточно большое колличество
человек, это и дает основу для организации
театральной деятельности не только в
рамках театрального коллектива, но и
на уровне школы. Хотя в большинстве
случаев постановку спектаклей относят
к внеурочной деятельности, что неизбежно
рано или поздно приводит к конфликту с
урочной деятельностью, так как возникает
конкуренция по времени (что, впрочем,
связано с любой внеурочной деятельностью).
Этого конфликта можно избежать, если
театральная деятельность интегрируется
в урочную деятельнось.
К примеру, ну уроках литературы
организуется обсуждение темы будующего
спектакля, организуется творческий
конкурс на сценарий и стихи к песням.
На изобразительном исскустве
разрабатываются грим, декорации, костюмы,
афиши. На технологии шьются костюмы и
изготавливаются декорации. На музыке
пишутся и аранжируются песни и музыка
к спектаклю. На информационых технологиях
осуществляется информационная поддержка,
изготавливается сайт, программки, афиши,
монтируются фильмы, ролики и так далее.
При таком подходе любой спектакль,
концерт, сказка становятся делом не
кучки энтузиастов, а делом всей школы.
Можно найти много “но” в предлагаемом
подходе, безусловно, современная школа
не готова еще отказаться от предметных
программ в пользу видов деятельнстей,
однако автор твердо уверен, что есди
себе поставить такую задачу, то рано
или поздно найдутся методы безболезненного
перехода от урочно предметной школы к
деятельно ориентированной.
|