Типы свечек

В. Лебедев, 1997

Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной, когда можно говорить "умом, а не чувствами". Все обиды и претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть выступлением инструктора.

Инструктор говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу.

Инструктор должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления.

Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это значок, передающийся по кругу.

"Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право.

Начинать эту свечку лучше с пары песен, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, рассказывается о том как мы обычно заканчиваем свечки после чего свечка заканчивается.

"Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могут высказаться и все желающие.

Начинать эту свечку лучше, тоже с пары песен, которые создадут душевную атмосферу, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, говориться о предстоящем дне, как правило дне отъезда, инструктор подводит итого смены: " Вот и закончилась эта смена...".

Экстренная свечка - собирается ДК или инструктором, по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек потребовавший свечу ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отряда, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку несет ответственность за ее важность, обо всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости инструктор может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.

Ежевечерняя свечка - на ней проводится рефлексия и анализ дня. Ведет ее как правило ДК. Также на ней решаются организационные вопросы: выборы ДК, предложения на общую свечку, оценка дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой свечке говорящий человек должен ответить на следующие вопросы: Что было хорошо и почему? , Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет.

Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, Заканчивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечки, словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д. Начинать стоит с песен для создания атмосферы, и со слов типа: "Вот прошел еще один день", это поможет ребятам вспомнить прошедший день, ощутить его завершающую стадию.

Создание атмосферы при помощи песен

Настроение ко сну - начиная с спокойных, но веселых песен плавно переходить к грустным и тихим песням.

Настроение на работу - начиная с веселых бодрых песен перейти к бодрым и серьезным.

Настроение к свечке - начиная со спокойных веселых песен перейти к серьезным, но не грустным песням.

Общий принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствующим необходимому настроению отряда.