Социальная роль Острова в школе

В. Лебедев, 2000

Уже неоднократно ставился вопрос о том, что деятельность ребят в Острове отдаляет их от деятельности в классе. Попробуем разобраться в причинах этого явления.

На первый взгляд, ситуация должна быть прямо противоположной: получив навыки организатора ребята должны первым делом пытаться реализовать себя в коллективе класса, применить полученные знания для совместной работы с одноклассниками. Но, этого не происходит! Вспоминая прошлые годы, напрашивается параллель между деятельностью Острова и ЛПА (лагерями пионерского актива). Но эта параллель весьма обманчива.

ЛПА (также, как и ЛКА для комсомольцев) были организованы специально, для того чтобы готовить активных ребят к деятельности в школе, а Остров такой задачи перед собой поставить просто не может, так как уже существует в школе.

Однако факт остается фактом: активные ребята - островитяне в деятельности классного коллектива играют весьма не первую роль.

Для анализа этого явления попробуем проследить путь островитянина от момента вхождения в организацию, до момента окончания школы.

Начнем, пожалуй, еще с "доостровного" периода, с начальной школы. По возрастным причинам ребята из младших классов стать островитянами пока не могут. Зато вполне могу познакомиться с ребятами из среднего звена, когда те приходят проводить с ними, так называемые, игры. И как правило, этих ребят отличают сиреневые галстуки и красочные значки на груди. Так происходит первое знакомство. "Началка" еще не знает, что такое Остров, но лица и доброжелательность ребят начинают потихонечку западать в память.

Итак, начальная школа уже позади, и вот, первый звонок ведет бывших прогимназистов на первый урок своего, уже, 5-го класса. Масса впечатлений: новые учителя, новые предметы, новые взаимоотношения. И тут уж не до Острова, хотя вторым по счету (после классного куратора) встречают пятиклашек, опять-таки островитяне, своим традиционным посвящением в гимназисты. Но круговорот средней школы настолько сложен, что поди разбери, что к чему. Однако, рано или поздно, ребенок все же слышит об Острове: читает в газете. Видит на стенах объявления или участвует в каких-то делах.

И вот тут-то впервые и возникает первое желание прийти в Остров и посмотреть, что это такое. Как правило, такая попытка заканчивается неуспешно. Ребята проецируют на деятельность Острова свои привычные представления: вот они мы, развлекайте нас, куда тут можно записаться, чтобы кто-нибудь большой и взрослый нами занялся? На что им справедливо отвечают: а чем ты хочешь заниматься? Не знаешь? Попробуй это! Не умеешь? Это ничего, ты все равно порпобуй. Вот если не получиться, тогда я тебе помогу, но это ты сможешь понять только после того, как попробуешь. Не хочешь? А что ты хочешь? Занимайся чем угодно, только что-нибудь делай. Но если ты и этого не хочешь тогда приходи в следующий раз.

Наверное, не стоит разъяснять, что ребята попадают в педагогическую ситуацию проблематизации, созданную другими детьми.

Конечно, многие островитяне не понимают этого, просто они не представляют, как может быть по-другому.

Вновь пришедшему трудно смириться с новой для него ролью, которая требует от него первый минимум самостоятельности и ответственности. Поэтому приток ребят в Остров в начале 5-го класса весьма мал.

Проходит некоторое время, заканчивается период акклиматизации, и на самый первый план в жизни ребенка выступает потребность в деятельности и общении. Масса идей, одна лучше другой. В этот период хочется и выпускать газету, и организовать огонек или праздник, и поставить спектакль, и украсить класс. Но от идей до их реализации весьма большой путь, и этот путь не под силу пятикласснику. И здесь очень важно, чтобы рядом оказался умеющий помощник. Если такового не находиться, то часть ребят "гаснут" (и эта наша первая серьезная педагогическая ошибка в средней школе), а часть продолжает искать средства самореализации. Кого-то занесет в кружок, кого-то в секцию, а кого-то на Остров. Но теперь это не тот пятиклассник-потребитель, который пришел в начале года, это пятиклассник (или 6-ти, 7-миклассник) - созидатель. Он пришел со своими идеями, он пришел делать Дело. (И пусть это дело 10 раз поменяется за две следующие недели, не это главное, а главное то, что изменилась позиция ребенка.)

Но если вдруг рядом все же окажется такой помощник, зачем ребенку смотреть по сторонам? Когда вот она, самая настоящая жизнь, и не где-нибудь, а у меня в классе!

Есть второй вариант, прихода ребят в Остров, когда предварительно согласуется островная деятельность с деятельность классного куратора, но в этом случае эти ребята далеко не потерянные для класса люди, для них Остров и класс - это почти одно и тоже.

Так что, в отношении ребят 5-6-х классов, которые уходят из класса в Остров, Остров является организацией-паразитом. Он высасывает инициативных ребят из класса, он паразитирует на педагогической безграмотности их классных кураторов.

Несколько иная ситуация складывается в 7-8 классах. К этому времени некоторые ребята уже побывали в летнем или зимнем лагере, съездили на сборы, где не только получили организационные и коммуникативные навыки, но и познакомились с новой для них моделью взаимоотношений, основной принцип которой можно сформулировать следующим образом: „Наиболее полноценное общение происходит через деятельность”. В этой модели субъективная оценка человека происходит исходя из его деловых качеств. Еще одним элементом этой модели являются разновозрастные коллективы.

Как правило, возвращаясь из поездки, ребята горят желанием что-нибудь сделать.

Если они находят единомышленников в классе, то Остров пополняется новыми людьми. Это происходит по двум причинам. Во-первых, идеи, как правило, более грандиозны, чем возможности организаторов, поэтому ребята вынуждены обращаться за помощью к старшеклассникам - так происходит вхождение новых ребят в островной круг общения. Во-вторых, для работы необходимо помещение, с островным подвалом „договориться” существенно проще, чем с классной комнатой.

Если же единомышленников в классе нет, ребята реализуют себя, опять-таки в островной среде.

Сборы, а в особенности, летний лагерь, переводит ребят на новую социальную ступень. Большинству из них становится неинтересно делать что-либо для себя, им становится необходим социальный адресат, в качестве которого они выбирают ребят более младшего возраста. Это вполне объяснимое явление, так как, мероприятия, проведенные для лиц более младшего возраста в глазах организаторов являются более значимыми и, к тому же, они проще для подготовки и проведения.

В этот момент между островными и неостровными ребятами могут возникать конфликтные ситуации, которые обусловлены разным уровнем социальной зрелости: как правило, неостровные ребята стремяться организовывать дела направленные на себя (огоньки, дискотеки), а островным ребятам это не интересно. Если ситуация переростает в конфликт, то возникновение внутриклассного рабочего коллектива становится маловероятной.

В 7-8 классе у ребят еще отсутствует педагогическое сознание. Они рассматривают рабочие группы, как собрание равноправных и одинаково подготовленных для совместной деятельности людей. В них еще не присутствует понимания того, что отдельным членам коллектива необходима помощь в оргдеятельнсти, они, как бы, говорят на разных языках. Следствием этого часто становится уход ребят в чисто островные рабочие группы, так как в них отсутствует необходимость убеждать кого-либо в важности социального адресата и обучения отдельных членов коллектива оптимальным формам и методам совместной работы.

В период 7-8 классов происходит первый выход на более младшие парралели, что не только обеспечивает досуг начальной школе и 5-6 классам, но и дает необходимую практику оргдеятельности организаторам. Однако в следствие разности потенциалов островных и неостровных ребят дистанция между ними возрастает.

В старшей школе, особенно у ребят, которые стремятся стать младшими инструкторами, возникает педагогическая позиция. Они начинают осознано работать на приток в Остров ребят старшего школьного возраста. Именно старшеклассники являются инициаторами и организаторами крупных общешкольных мероприятий. Большинство из котрых, опять-таки направлены на более младших ребят, как более отзывчивых потребителей.

В следствие отсутствия системы классной деятельности, к этому времени у большинства старшеклассников уже сформирован круг интересов вне школы. Выпавшими оказываются те, у кого в силу различных причин этого не произошло, или те, кто еще находится в поиске. Так как в Острове сформирована творческая среда, большинство таких ребят оседают в нем. Остальных вряд ли заинтересует островная деятельность, да и вообще, внеурочная деятельность школы.

Таким образом можно сделать следующие выводы.

В период 5-6 классов в Остров приходят ребята, которые стремяться реализовать себя в деятельности, но не могут сделать этого в классе.

В период 7-8 классов в Остров, практически не приходят ребята, так как с вновь привлеченными нет системы работы, а одноклассники-островитяне еще не занимают педагогической позиции.

В период старших классов происходит привлечения новых членов организации, из тех, кто не успел (или не смог) реализовать себя вне школы.

То есть, действительно существует деление ребят на островных и не островных. Причины этого кроются в неподготовленности педагогических кадров школы для создания творческой, развивающей образовательной среды, как в рамках класса, так и в школе в целом.

Образовательная среда Острова не только формирует ряд навыков, которые не формируются в школе (организационные, коммуникативные, педагогические), но и способствует социализации ребят (помогает перейти с роли потребителя на роль производителя услуг).