"Подготовь себе смену"
Нехватка педагогических кадров

В. Лебедев, 2000

Многие детские организации коммунарской направленности неоднократно обвинялись в том, что сужают профессиональную ориентацию детей до педагогической. Во много эти претензии оправданы, и многие организации сознательно идут на это, заботясь скорее о самовоспроизводстве, а не об индивидуальном развитии ребенка. Однако инструкторы "Острова Сокровищ" расставляют приоритеты в обратном порядке.

В организации педагогические навыки развиваются в той мере, в которой они могут быть востребованы любым человеком для воспитания собственных детей. Развитие и обучение педагогике происходит посредствам института младших интсрукторов, в котором старшеклассники выступают в роли организаторов и воспитателей ребят младшего поколения. Перед присвоением звания младшего инструктора претендент проходит обязательную учебу и получает одобрение на педагогическую деятельность у отряда старших инструкторов.

Как это и не странно, но старшеклассники оказываются более восприимчивыми к инновационным образовательным методикам, чем учителя. Хотя это и неоднозначно, но возможно причина кроется в том, что у старшеклассников, в отличие от учителей, еще не сформированы стереотипы традиций репродуктивной школы, которой долгое время являлась Советская, а после Российская школа.

Но, несмотря на то, что в "Острове Сокровищ" фактически сформирован институт подготовки педагогический кадров, реальной смены поколений пед. состава практически не происходит. Это обусловлено тем, в организации пытаются всесторонне развивать ребенка, а не только в области педагогики. Таким образом, принципы организации противоречат ее прямым потребностям в самовоспроизводстве. Единицы, которые хотели бы продолжить свою работу в "Острове..." в качестве педагогов, сдаются перед проблемой мизерной зарплаты учителя (а тем более вожатого).

Однако эта проблема разрешима! Первый путь достаточно сложен и долог. Педагогическим ВУЗам необходимо больше внимания уделять методикам целостного образования, а правительству страны наконец вспомнить о том, что будущее зависит от детей. Однако реальность этого пути в ближайшее время весьма сомнительна.

Второй путь заключается в том, чтобы удержать талантливых педагогов в школе. Этот путь в настоящий момент уже выбран рядом школ. Современная ситуация требует вливания в школу денег (в том числе и на зарплату учителям), и наиболее энергичные школьные управленцы уже отлаживают механизмы получения грандов и спонсорских средств.

Будем надеяться, что этот процесс будет протекать успешно!

Скорее всего, что повышение благосостояния учителей и не приведет ко всеобщему повышению уровня образования, однако для "Острова Сокровищ" это может стать существенным моментом, так как единственная причина, почему из организации уходят молодые, талантливые педагоги - это зарплата, а при их способностях они без труда находят себе другую работу.