Обитаемый «Остров» — педагогическая концепция деятельностного многопрофильного развития подростков
19 лет спустя

Маннин Александр


То, что современное российское образование совершенно не похоже на своих предшественников десяти- и двадцатилетней давности, не вызывает сомнений ни у одного человека, прямо или косвенно сталкивающегося сегодня с реформируемой российской образовательной средой. Вместе с исчезновением Советского Союза, прекратила свое существование и советская система образования, в заслугу которой многие ученые, среди которых и бывший директор Немецкого института педагогических отношений Вольфганг Миттер, ставили создание целостной системы образования, начиная от дошкольного и кончая высшим1. Имея собственные плюсы и минусы, эта система ушла в прошлое безвозвратно, дав тем самым новый энергетический толчок развитию новых форм образовательной деятельности, но теперь уже в соответствии с концепцией личностно-ориентированного подхода Л.Г. Выготского, выражаемую в следующих положениях – «Образование должно, прежде всего, обеспечивать развитие личности человека; образование должно осуществляться на основе индивидуальной активности каждого учащегося и с учетом его интересов; образование должно формировать у каждого учащегося все многообразие общечеловеческих ценностей»2. Претерпевая серию кардинальных изменений – от присоединения к Болонскому соглашению (2003 г.) до продолжающейся реформы (нач. 2011 г.), российская система образования в своем развитии должна, прежде всего, учитывать потребность личности ребенка в гармоничном всестороннем развитии через важный этап социализации на стадии среднего (полного) общего образования, реализующуюся через следующий инструментарий — построение непрерывного образования, гибкость и вариативность системы обучения, и особенно совершенствование организации и деятельности системы общего образования3. В то время, как в инновационных школах исследуются технологии интеграции различных уровней образования (основного и дополнительного) через коммуникационные и творческие механизмы (например, в авторской школе С.З. Казарновского ЦО №686 «Класс-Центр»4 — через театр как основу интеграции, школе «Перспектива»5 — через междисциплинарные проекты и игровые технологии), а теоретики и методисты из сферы образования строят гипотетические модели максимально комфортного образовательного пространства для развития детей и подростков в стенах образовательного учреждения, в 2015 году исполняется девятнадцать лет с того момента, как в стенах известной в Москве гимназии № 45 по адресу ул. Гримау, д.8, теперь уже гордо носящей имя своего основателя и автора – Л.И. Мильграма, в помещении, еще в середине девяностых прозванном учениками «подвалом», существует уникальная структура, где такую среду дети создают себе сами, и при том – весьма успешно. Это – детско-юношеская организация «Остров Сокровищ», чей романтический девиз «Сделаем мир чуточку лучше» как нельзя правильней отражает на эмоциональном уровне принцип социальной ориентации деятельности детей и подростков, реализующих творческие проекты в рамках деятельности организации.

Важно отметить, что роль школьных организаций в имидже образовательного учреждения оценивается многими исследователями. В статье «Имидж школы как ресурс ее развития» важнейшим составляющим дополнительного образования и социализации рассматривается наличие и функционирование детских общественных организаций6, а Е.В. Марьясова определяет наличие и функционирование детских школьных объединений как важную составляющую критерия «Стиль образовательного учреждения»7. Но если отвлечься от роли организации в жизни и престиже школы (к чему мы еще не раз вернемся в будущем), стоит проанализировать деятельность организации и ее вклад в развитие творческих и коммуникационных способностей учащихся на сегодняшний день. Ставя перед собой такую задачу, мы мгновенно сталкиваемся с рядом трудностей, главная из которых – трудность описания деятельности этой организации, которую учащиеся зовут просто «Остров» в привычных нам категориях. Сказывается уникальность подхода и в особенности – влияние самих учащихся на свою среду существования. Принципы работы и существования в организации, ее инструментарий и структура деятельности вряд ли можно формализовать в сухих и научных категориях — ведь придуманы они не взрослыми, а молодыми и активными юношами и девушками, желающими творчески преобразовывать мир вокруг себя в комфортную, яркую, но в месте с тем и организованную среду своего существования.

Момент создания организации и цели ее функционирования на начальном этапе описывает сам Л.И. Мильграм: «Мы в своей школе создали организацию, назвали ее «Остров Сокровищ», отдали детям подвал, они там днюют и ночуют. Ставят спектакли, причем делают это хорошо. Иногда даже слишком хорошо. Сочиняют музыку, песни, на это стоит посмотреть, но мне хотелось бы, чтобы вся школа была на самоуправлении, чтобы ребята сами решали, кто им нужен, что им нужно, но до этой ступени мы еще не дошли»8. Однако лучше, чем четкий и структурированный внешний взгляд руководителя образовательного учреждения, истинные причины возникновения «Острова» можно проследить в воспоминаниях тех, кто на себе ощутил эту потребность в реализации в эпоху перемен. Так о себе пишет в 1997 году участница организации Мария Петриченко в газете «Подросток» — «90-е годы двадцатого века — время крайне сложное. Завершение тысячелетия, приближение конца света и грядущее падение метеоритов — все это заставляет младших представителей Homo sapiens инстинктивно спасаться, как во времена первобытной борьбы за выживание. Кто-то старается приспособиться к среде, кто-то строит ирреальный мир при помощи Internet… Часть человечества пытается изменить свое существование и улучшить собственную и чужие жизни... «Остров сокровищ» — детская организация, созданная в 1996 году по инициативе ребят, ездивших в одноименный трудовой лагерь. «Островитяне» — учащиеся московских школ 45 и 518, студенты и учителя. Но это скорее официальные определения для тех, кто с нами не знаком. Ребята же на вопрос, что такое «Остров», ответят менее информативно и более эмоционально: «Это мои друзья, это место, где тебе помогут, где не скучно»»9. У человека, впервые столкнувшегося с деятельностью «Острова», может сложиться странное и непривычное чувство – пространство, в котором существует организация, как будто сложно для восприятия сторонним человеком. Однако стоит привыкнуть в внутреннему лексикону на подобие ЧТП (Чередование Творческих Поручений), БТД (Большое Творческое Дело), БРИг (Большая Ролевая Игра) и к некоторым принципиальным отличиям некоторых составляющих организации от всех остальных форм детской коммуникации в образовательном пространстве (например, почему взрослый, помогающий детям-организаторам в проведении творческих дел называется «инструктор», а принципиально не «вожатый», отличаясь от последнего концептуально, или как в организации все могут быть равны, вне зависимости от возраста и социального статуса), то есть принять язык организации и разделить ее ценности, как пространство, в котором она существует, мгновенно раскроется и покажется грамотно и четко организованным, концептуально спланированным, базирующемся на связной системе ценностей, которую хочется разделить и с которой сложно спорить.

В статье газеты «Известия» «Что наша жизнь? — Игра!», процесс возникновения организации описывается следующим образом: «Объединение ребят из двух московских школ — 518-й и 45-й образовалось благодаря желанию давних друзей и единомышленников вместе работать с детьми. Дмитрий Путимцев, заместитель директора 518-й школы, познакомился с Еленой Лебедевой, математиком из 45-й гимназии, в студенческом педагогическом отряде «Эврика», которым руководил в институте, а с ее мужем Виталием подружился, когда оба были вожатыми в пионерских лагерях. Втроем и стоят теперь во главе «Острова»»1011. Сам Виталий – а теперь уже Виталий Викторович, преподаватель ИКТ в гимназии и помощник «островитян» (как зовут себя иногда сами ребята, состоящие в организации), вспоминая истоки создания организации и анализируя, почему деятельность в «Острове» (важно заметить, что само название трансформировалось за почти 20 лет существования организации до неузнаваемости — непривычная в русском языке форма «В Острове» вместо «На Острове», использовавшаяся в ранние годы существования организации, сейчас с легкостью используется всеми в стенах Сорок Пятой гимназии и может показаться людям, впервые столкнувшимися с организацией непривычной) так интересна всем вне зависимости от возраста или рода занятий – студентам, учителям, детям, отмечает: «Сложно сказать, когда же возникла детско-юношеская организация «Остров Сокровищ», толи в 96-м, толи в 93-м, толи еще раньше. А может это и не организация вовсе, а просто некая общность людей, которые что-то делают вместе? Никто, ни ребята, заглядывающие на переменках в островной подвал, ни старшие инструктора (как называют здесь студентов и учителей — островитян) вразумительного ответа дать не могут. Но можно задать вопросы и попроще...

Почему готовлю сказку для малышей? Просто мне это нравится!

Что значит «кто сказал и кому нужно»? Им и нужно первоклашкам. А не говорил никто — собрались сами и решили. И, тем более кто ее будет готовить, если не мы?

– …Почему не знаю? Знаю! Я же младший инструктор, моя задача сделать так, чтобы ребята сами придумали кругосветку

Ребята пока не могут четко сформулировать, что ими движет, почему они приходят в организацию, почему остаются в ней, даже будучи студентами. Действительно, сложно ответить на вопрос: «Как ты живешь?». Для этого необходимо выйти из контекста собственной жизни и посмотреть на себя со стороны. А «Остров» это действительно целая жизнь, или точнее, образ жизни»12.

«Сердце» и особенность деятельности «Острова Сокровищ» — это многопрофильная деятельность и связанное с ней развитие субъектной позиции участника деятельности от уровня к уровню – от простого зрителя или игрока (которым, кстати, тоже нужно уметь быть) до ответственного за дело и организатора. Своеобразной «системой координат» в таком подходе выступают следующие характеристики организации – ценности, принципы, законы организации и систематическая деятельность. Вообще, по мнению самих «островитян», законы организации тоже воспринимаются ими как принципы, которые выходят далеко за рамки мира только «Острова» — ведь, в сущности, разве такие понятия как пунктуальность, активная жизненная позиция и личная ответственность не являются важными и ценными и во взрослой жизни? Целями организации ставятся социализация подростков, привитие навыков самоорганизации, развитие глобалистского мышления, освоение технологических цепочек и присвоение существующего опыта, выход на рефлексивную позицию. Данные цели реализуются через следующие принципы: мы должны приносить пользу, к общение через деятельность, каждый важен, подготовь себе смену. Таким образом, в «Острове Сокровищ» самими же участниками формулируется и разделяется следующая система ценностей — личность другого, деятельная позиция, человеческое общение, толерантность, социальная ориентация, творчество, самостоятельность. Попадая в систему организованной деятельности, личность учащегося способна качественно развиваться и расти в течение времени, выходя на новые уровни самосознания и приобретая важные в современном социуме навыки, ключевые из которых – это коммуникабельность и умение ориентироваться в динамичном и разностороннем мире. Можно с уверенностью сказать, что подростки в «Острове» создают себе такое пространство для развития, в котором через конструирование собственной системы ценностей и системы деятельности, они самостоятельно развиваются, актуализируя собственное развитие в контексте преобразования окружающей действительности.

О самой многопрофильной деятельности «Острова Сокровищ» вообще сложно говорить, если не столкнулся с ней в реальности. На словах ее направления кажутся не такими, какие они есть на самом деле — ведь надо обладать поистине сильным воображением, как у подростка, чтобы вообразить себе все то, что способен сделать этот подросток, обладая свободой к творчеству. Всего в деятельности «Острова» несколько основных направлений – театр, журналистика, ролевые игры, туризм, организация мероприятий в гимназии, педагогическая деятельность, тематические выезды (сборы) и лагеря. Важно, что вся эта пестрая творческая деятельность осуществляется круглогодично — в начале учебного года в «Острове» проходит традиционная «планерка», на которую могут прийти все желающие, небезразличные к деятельности организации. В рамках этой «планерки» каждый «островитянин» может предложить к реализации мероприятие любого профиля, и в случае согласия остальных и наличия ответственного организатора, имеющего желание реализовать его, мероприятие будет занесено в календарь деятельности «Острова». При приближении сроков реализации мероприятия к его разработке будут приглашены все желающие организаторы (8–11 класс), которые и проведут его для более младших (5–7 класс, а иногда и начальная школа). Необходимо заметить, что этот календарь жизни и деятельности «Острова Сокровищ» всегда очень напряженный и плотный — на качественную подготовку мероприятия в течение года отводится в среднем две недели — семь дней на концептуальную разработку и столько же — на техническую. Исключения составляют глобальные и традиционные мероприятия в основном театрального профиля – ежегодный традиционный мюзикл и масштабный школьный Театральный фестиваль, а так же сборы и лагеря — срок их подготовки может варьироваться от месяца до нескольких месяцев. Однако это совершенно не означает, что у юных актеров или режиссеров есть много времени на реализацию таких глобальных проектов – каждый, кто хоть раз ставил музыкальный спектакль со сверстниками или с младшими знает, что каждая минута на счету, и всегда есть что делать. В голове каждого в «Острове» не существует мысли о том, что в итоге можно сделать то, за что ты взял ответственность, плохо – каждый старается в меру сил и возможностей, а уже после проведения мероприятия на коллективном анализе – «разборе», может понять, что получилось не так, где организатор не доработал или где и что стоило бы улучшить. Заметьте, что в контексте деятельности в «Острове Сокровищ» участники часто употребляют глагол «работать» — «работать организатором», «работать на тематическом дне» и т.д. В данном случае «работа» совсем не похожа на работу из взрослого жестко структурированного и механически функционирующего мира, и высоким «профессионалам» своего дела, имеющим большой стаж, может показаться «дилетантством». Но стоит таким людям войти в систему координат жизни организации, как сложность такой вот «работы» будет для них вполне соизмерима с масштабами из «взрослого» и «серьезного» труда. Попробуйте в пятнадцать лет подготовить девятичасовую творческую программу для младших ребят на определенную тему, учитывая, что любая программа должна иметь развивающую цель и состоять из различных взаимосвязанных этапов, комбинируя различные формы деятельности и при этом сохранив логику действия, сделать так, чтобы каждый из участников был занят и не скучал ни минуты из этих девяти часов. При этом вы должны понимать (как взрослый, естественно), что ресурсы ваши ограничены, и нельзя ни в коем случае обмануть доверчивых слушателей и участников ошибочными сведениями, да еще и сделать так, чтобы в конце этой программы каждый вынес из происходившего с ним действия что-то, что вы закладывали на этапе целеполагания. Кажется, что от подобного «технического задания» может взорваться голова… Добавим к этому то, что таких вот «тематических дней» с комплексной творческой многоэтапной программой на стандартном выезде на каникулах у «Острова» не один, а три или четыре. Согласитесь, теперь назвать это дилетантством как-то уже и язык не поворачивается. Как это реализуется? Дело в том, что при всей ограниченности ресурсов, один из их видов у подростков безграничен – это их фантазия и творчество. Эта способность позволяет им строить при реализации таких программ не просто цепь из последовательного набора различных этапов, а связывать их в единый атмосферный мир, где каждый уже перестает быть собой, а принимает на себя ту роль, которая диктуется рождающейся на глазах публики атмосферой, превращаясь из объекта коммуникации в субъект, активно участвуя в видоизменении пространства вокруг себя и таким образом развиваясь как личность.

Вообще этот принцип преображения свойственен большинству направлений деятельности «Острова Сокровищ» — преображения себя, других, пространства нашего взаимодействия для создания чего-то нового, творческого, социально-ориентированного. Потребность в такого рода деятельности и как следствие – в организации, предоставляющей возможность участия в подобной деятельности, Виталий Лебедев видит в следующем: «Подавляющее большинство ребят ищут в детских объединениях реализации своих возрастных потребностей: коммуникативную (желание неформально общаться), деятельную (желание производить продукт), творческую (желание реализовывать свои идеи), амбиционную (желание быть признанным). Часто эти потребности вступают в противодействие друг с другом, например идея одного ребенка может быть встречена негативно другими детьми, затянувшееся по времени обсуждение ставит под удар произведение продукта и так далее. В качестве одного из решений подобного рода противоречий и возникли детские организации, где помимо желаний участников существуют еще и правила их взаимодействия описанные в законах, принципах или уставе организации. Таким образом, детская организация является более структурированной и простой в понимании ребятами, чем детское объединение»13. Следовательно, не так важно, в каком именно профиле деятельности ребенок найдет себя и способ самореализации. Важно лишь то, чтобы таких профилей было достаточное количество для обеспечения выбора ребенка на основе личностных потребностей, и чтобы каждый из них предоставлял возможность к его личностному развитию через систематическую деятельность.

Сегодня таких профильных направлений достаточно. Пройдя длительный путь развития, «Остров» в целом и каждый «островитянин» в частности сформулировали для себя обозначенные ранее профильные направления — театр, журналистика, ролевые игры, педагогика, туризм, организаторство (создание тематических дней и программ). Сборы и лагеря являются своеобразными факторами интеграции всех направлений – в них найдется место и театральной постановке, и съемке видеоролика, и ролевой игре и даже собственной газете в своеобразном «концентрированном виде». Уже 20 лет каждое из этих направлений развивается и вероятно, на сегодняшний день, они все еще находятся в состоянии развития.

Театр – это неотъемлемая часть жизни Острова Сокровищ. Это направление пользуется популярностью среди учеников практически всех классов и возрастов, к тому же многие выпускники все чаще принимают участие в школьных постановках, так как атмосфера школьного театра не перестает манить их. В качестве видов театральной деятельности можно выделить два основных: большой школьный мюзикл и ежегодный Школьный Театральный Фестиваль, участие в котором принимает практически каждый ученик гимназии с 5 по 7 класс. Ежегодно продуктом деятельности Театра «Острова Сокровищ» становится спектакль, в котором принимают участие дети любого возраста, от младших до старшеклассников, а зачастую и студенты. Каждый раз участники подбирают именно такие пьесы, которые интересны им самим, которые дают им попробовать что-то новое и отражают волнующие их проблемы. К тому же, работая в смешанном коллективе, младшие участники учатся общаться со старшими, перенимают у них опыт и знания, в то время как старшие помогают им. Театральное направление «Острова» действует с 1998 года, выпуская качественные и интересные спектакли практически каждый год. За время действия театра более тридцати спектаклей, каждый из которых не похож на все предыдущие. Это и постановки по всем известным пьесам «Дракон», «Голый король», «До свидания, Овраг!», это и спектакли, затрагивающие актуальные проблемы подростков («Рыжая Пьеса», «Second Hand» и «Роман и Юлька»), а так же классические произведения («Романтики», «Сирано де Бержерак», «Юбилей», «Медведь») и произведения современных драматургов («Крестики-Нолики», «Зверь», «Тринадцатая звезда»). Спектакли «Острова» отличаются особым стилем. Драматическая часть дополняется музыкальным сопровождением в виде песен, авторами которых являются сами учащиеся, танцами, которые ставят старшеклассники, что помогает сделать действие ярче и динамичнее, а так же добавляет особый колорит спектаклям. Каждый спектакль «Острова Сокровищ» — это крупное событие в школе, на которое приходят посмотреть ученики, друзья, учителя, студенты и многие другие. Каждый спектакль – это большой труд всей команды: актеров, режиссеров, композиторов, хореографов, декораторов, осветителей и многих других. Важно, что все эти люди – это сами ученики школы, ее выпускники, учителя и родители. Во многом именная такая сплоченность коллектива и служит основой самобытности театра «Острова».

Много лет «Остров» ездил на театральный фестиваль школ Международного бакалавриата «Прикамское Чудо» в город Пермь, участвовал в Московских фестивалях «Пролог–Весна», «Школьная Мельпомена».

Еще один традиционный способ выражения себя в театре – это Школьный Театральный фестиваль, организуемый детско-юношеской организацией «Остров Сокровищ», известный каждому ученику школы и ставший настоящей традицией школы. В рамках фестиваля старшеклассниками ставятся спектакли с коллективами всех классов с 5 по 7. Таким образом, с одной стороны, для младших Театральный фестиваль – это возможность раскрепоститься, научиться публичному выступлению, возможность раскрыть свои таланты, а так же создать дружный коллектив внутри самого класса, что способствует улучшению атмосферы, в которой ведется обучение. С другой стороны, для старшеклассников – это режиссерский опыт, повышение квалификации организации в работе с коллективом, повышение ответственности, возможность научиться работать с младшими, возможность освоить технологию звуко- и светорежиссуры, умение создать дружный коллектив14. Большинство таких «режиссеров» начинают с участия в спектаклях в качестве актеров вместе с одноклассниками, переходя потом в разряд постановщиков или организаторов, что дает возможность иметь опыт как актерской игры, так и координации процесса. Каждому опытному режиссеру дается менее опытный, который учится, работая вместе с ним. В 2015 году прошел уже XIII Театральный Фестиваль. А за все время существования фестиваля было поставлено более 100 спектаклей, в которых приняло участие более 600 человек. Основываясь на определениях коллектива как общности людей, характеризующейся совместной социально значимой деятельностью; технологического процесса как последовательности операций и процедур, тесно связанных с применяемыми средствами и инструментами; социализации как принятием индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, можно утверждать, что в основе концепции театральной деятельности «Острова Сокровищ лежат средства и методы педагогического воздействия через работу детской театральной студии, которые способствуют формированию самостоятельного детского коллектива и развития в нем социальных навыков подростков15. Необходимо заметить, что Театр «Острова» – это синтез педагогических и театральных методик, где происходит как развитие всей театральной труппы, так и каждого участника в отдельности. Динамичное действие в спектаклях Острова обладает своим стилем – будь то классические «Романтики» или «Сирано де Бержерак», остросоциальные «Рыжая» или «Дорогая Елена Сергеевна», футуристичный «Зверь» или меланхоличный «Ляпитруль и Отшельник», - каждый из них – это музыкальный спектакль, где вокально-танцевальные композиции переплетаются с динамичным действием. 2015 год для театра «Острова Сокровищ» отметился постановкой спектакля «Собаки» по повести Константина Сергиенко «До свидания, Овраг». Этот спектакль как ни один другой демонстрирует педагогическую составляющую репертуара – пьеса подбирается и перерабатывается под потребности личностей играющих, учитывая возрастные особенности. В результате, получившейся продукт синтезирует в себе социальную подоплеку и динамику оригинального произведения, демонстрируя уникальное творческое переосмысление материала театральным коллективом школьников.

Журналистика – это пример направления в деятельности Острова Сокровищ, предоставляющего иные способы творческой реализации подростков. Большое внимание уделяется изготовлению газет, причем как стенных, так и многотиражных. Но основным периодическим изданием организации является газета «Остров». В ней ребята делятся наболевшими проблемами, обсуждают острые вопросы, публикуют свои стихи и рассказы. Кроме газет в регулярно выпускаются песенники, сборники стихов, учебные пособия по курсам островной учебы, фото-газеты и масса менее профессиональных непериодических изданий, трудясь над которыми, ребята получают дополнительные навыки общения и работы в коллективе. Газета впервые увидела свет в октябре 1997 года, с тех пор (исключая летние каникулы) выходит 1-2 раза в месяц. В основном, газета ориентирована на учащихся школы, но скорее всего будет интересна и другим ребятам. За время существования газеты сменилось несколько поколений редакции в состав которой входили от 3 до 20 человек из 5-11 классов. C 2003/2004 учебного года у газеты «Остров» изменились концепция и дизайн. Все материалы стали рубрицироваными, газета стала цветной, но ее дизайн стал строже. В газете появилась реклама, появились ответственные за рубрики, на этапе составления плана номера стали определяться ответственные за графику, верстку и корректуру, а каждый выпуск с тех пор «ведет» выпускающий редактор. После исследования, проведенного редакцией определились те темы, которые вызывают наибольший интерес читателей – они были преобразованы в рубрики. С 2005 года газета неоднократно становится лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий16. Редакция газеты «Остров» представляет собой такой же сложно устроенный сетевой коллектив, где среди школьников самостоятельно устанавливается иерархическое взаимоотношение ролей, распределяются обязанности относительно каждого выпуска, а сам выпуск имеет проектную форму – при разработке плана номера проводятся исследования, а после этапа планирования – многоступенчатая реализация. Верстка, дизайн, корректура и иные технологические этапы в создании газеты «Остров» являются развивающими для личности выпускающего газету по многим категориям. Кроме саморазвития, подросток обучается технологии, что позволяет ему в дальнейшем при смене программного обеспечения использовать аналогичную технологию.

В последнее время все большой популярностью пользуется такая форма деятельности, как ролевые игры. Это неудивительно, так как настоящая форма одновременно может содержать в себе, как досуговую, так и развивающую направляющие, и наиболее популярные игры построены на их балансе. Разработка такого рода игр является достаточно сложным и трудоемким процессом. Применительно для «Острова» это одно из самых ярких направлений деятельности имеет свой понятийный аппарат. По мнению А. Лаврищева, ролевая игра всегда подразумевают принятие на себя определенной роли каждым из играющих, ролей может быть несколько в течение игры, одна и та же роль может видоизменяться в зависимости от хода игры или задумки создателей, роль может оставаться неизменной. Роль игрока — это набор индивидуальных качеств, черт характера, целей устремлений, задач персонажа, которые он должен соблюдать по ходу игры, все это в совокупности называется ролевой установкой. Поскольку игра —это процесс усвоения каких-либо правил и последующего их применения на практике (то есть непосредственно по ходу игры), а под правилами понимается очень широкий круг понятий, которые могут быть даже не прописаны на бумаге, то есть тех понятий, которые формируются у играющего во время и после игры, область создания ролевых игр в «Острове Сокровищ» — это одно из самых креативных направлений для реализации фантазии как участников, так и организаторов. Каждая ролевая игра или мероприятие, содержащее в себе элементы ролевой игры в ДЮО «Остров Сокровищ», при разработке имеет следующие этапы – определение целей (педагогической, внутригровой, индивидуальной, коммуникационной и т.д.), выбор механизма реализации, исследование, планирование, разработка механики, техническая разработка и проведение с последующей рефлексией. В качестве одной из технологий при разработке коммуникаций внутри игры используется метод графов. По мнению Виталия Лебедева, применительно к ролевым играм суть метода графов заключается в том, чтобы построить граф структурных единиц и их взаимосвязей друг с другом: «В качестве узлов граф выступают функциональные единицы игры, а в качестве связей между узлами – функционал структурных единиц. Построение графа – есть заключающий элемент подготовки игры, который позволяет отладить игру и спрогнозировать ее ход (что приобретает особенную важность для не сценарных ролевых игр)»17. В итоге, после разработки, ролевые игры «Острова» всегда проходят эффектно и ярко – в ход идут костюмы, деревянное оружие и так далее. Достаточно остановиться на разработке самой масштабной из них – ежегодной Большой Ролевой Игры (на языке островитян, традиционно использующих аббревиатуры – БРИг), проходящей в летнем лагере, на время которой пустое поле рядом с лагерем совершенным образом преображается – силами участников вырастают большие деревянные крепости, а каждый в этот день перестает быть собой и входит в этот удивительных фантастический мир новым персонажем, получает себе новое имя, костюм и полную свободу действий в рамках сюжета. Год за годом тематика игры меняется – от эпических сражений Пунических войн между Римом и Карфагеном с их легионерами и боевыми слонами, участники переносятся в Средневековье времен Крестовых походов и берут штурмом Иерусалим, а на следующий год уже заряжают пушки в эпических сражениях за Европу или же вовсе – попадают в фантастический мир Средиземья, полных чудесных существ на поля противостояния Добра и Зла. Во время проведения игры оставаться в стороне невозможно – под воздействием детского креатива и энергии ты мгновенно становишься участником этого нового мира, принимаешь его законы и правила, отходишь от предрассудков и своей нарочитой взрослости, и полностью захваченный пробудившейся в тебе силой творчества, отправляешься исследовать эту новую для тебя вселенную, которая только что возникла у тебя на глазах за считанные минуты…

В целом, термин «собственный мир» применим и ко всему «Острову» в целом. Дети здесь чувствуют себя в своей настоящей стихии — именно здесь они могут раскрыть свой настоящий потенциал без давления общественного мнения, навязанных сверху норм и формальностей, которые все чаще проникают в образовательное пространство школы – предполагаемого мира для детей. Чувствуя это (ведь каждый ребенок или подросток – очень чувствителен и мгновенно реагирует на изменения в окружающем мире), они (дети) ищут в «Острове» то, что административные преобразования забирают у школы. Этот процесс поправим – и «Остров» может «разрастись в материк», как сказано в девизе организации, в материк под именем «школа». Сильнее всего эта атмосфера и «уникальность» чувствуется на выездных сборах и летнем трудовом лагере. Сборы, по мнению Виталия Лебедева, это «концентрация жизни организации — каждый день «сбора» — тематический, он имеет свое название, и в рамках темы дня проводятся несколько творческих мероприятий (дел — по островному словарю), которые организуют дети постарше – те, кто перешли в разряд организаторов. Все отряды, на которые делятся ребята, выехавшие на «сбор», участвуют в этих делах, а вечером анализируют и рефлексируют день на «свечке», то есть «сборы» являются концентрированным отражением деятельности «Острова» в школе и поэтому всегда проходят на большом эмоциональном подъеме»18. Летний трудовой лагерь – это узловой момент в жизни организации. Лагерь наполнен большим количеством тематических дней, а так же традиционными мероприятиями из жизни «Острова» — описанной уже ранее Большой Ролевой Игрой, Театральным Фестивалем, Видеоднем, в рамках которого ребята самостоятельно снимают и монтируют ролики, клипы и даже целые короткометражные фильмы, совершенно необычной двухдневной историческо-ролевой игрой «Зарница», творческой и волонтерской деятельностью и т.д. Все участники лагеря делятся на две большие группы. Те, кто поехали первый и второй раз, участвуют в организуемой деятельности в основных разновозрастных отрядах вместе с двумя инструкторами (студентами, «выпускниками «Острова»»), у которых, в отличие от вожатых, совершенно другие цели по развитию коллектива. Отличие это скрыто в самом названии. Если вожатый как бы «ведет за собой», становясь во главе коллектива, то инструктор только помогает коллективу стать самостоятельным и социально-ориентированным – гармонизирует отношения внутри отряда, выводит участников на рефлексивный уровень, помогает в решении проблем и сложностей и как только эти задачи выполнены, уходит в тень. Другая группа участников лагеря – ребята постарше, которые хотят развиваться в профильной деятельности. Специально для них формируются профильные отряды, где каждый может заниматься близкой ему деятельностью, максимально удачно раскрывающей творческий потенциал их особенной личности – театральный отряд, отряд организаторов, видеоотряд, отряд журналистики да и вообще любой, который возникнет при желании участников. Тематический день на сборе или в лагере – это еще один «микромир», в рамках которого при создании мощной атмосферы, участники через многоплановую и сбалансированную деятельность сплачиваются как коллектив и развиваются индивидуально, задумываются и рефлексируют. Каждый удачный тематический день надолго запоминается всем участникам и организаторам. Например, в день Индии, полный удивительных индийских танцев и песен, через историю любви индийской Принцессы и простого деревенского юноши, являющейся связующим лейтмотивом всего дня, в различных формах участники знакомились с культурой, искусством и бытом этой страны. День Гражданской Войны познакомил детей с историей России в один из самых страшных периодов в ее истории, позволив выбрав сторону белых или красных через игровой отыгрыш, узнать о проблемах различных сословий и увидеть ужасы войны, а после всего этого задуматься и обсудить – как же вообще в этом мире возможна была такая война? Существуют дни, посвященные профессиям – можно стать археологом на дне Археологии и выкопать настоящими инструментами «настоящие» сокровища Вавилона или египетскую Мумию, а затем исследовать их, а можно и журналистом или оператором на дне Телевидения, составив сетку канала и выполняя непрерывное вещание. Бардовская песня, Медицина, США, Эмиграция, Ферма, Зоопарк, Викинги, Фотография, Классическая музыка, Народное творчество — это далеко неполный список тем дней, каждый из которых, используя сильную визуальную составляющую и гармонично спланированный план различных по видам деятельности этапам (театральную, производственную, аналитическую и т.д.), смог добиться поставленных перед собой педагогических целей.

На примере трудового лагеря, выездного сбора, ролевой игры или спектакля, кроме коллективного роста, хорошо можно проследить и концепцию индивидуального развития каждого участника. Участие в каждом виде деятельности «Острова Сокровищ» возможно на нескольких уровнях. Первый из них – это уровень участника. В системе уровней подготовки акции на Театральном Фестивале или концерте участник выступает как зритель, при проведении игры или тематического дня – как участник. Следующий уровень – это уровень Помощника организатора. Это уровень актера на Театральном фестивале или концерте, помошника проводящего этап на игре или в дне. Уровень Организатора этапа предполагает режиссуру спектакля, организацию сценки или этапа на мероприятии, а самый высокий – уровень Организатора дела – общую организацию дела и координацию разработки. Личностное развитие происходит, как с возрастом, так и с накопленным опытом – с уровня участника (5-6 класс), ребенок переходит на уровень помощника организатора (5-7 класс), а затем – организатора этапа (7-10 класс) и организатора дела (9-11 класс) соответственно. Система уровней распространяется на все сферы деятельности «Острова» — театр, газета, педагогика, ролевые игры и т.д. В процессе развития личности в организации формируется индивидуальная траектория развития ученика, которая задается своеобразной «системой координат» (видами деятельности) при помощи собственного выбора и интереса. В процессе развития происходит переход от позиции потребителя к позиции созидателя, от безответственности к ответственности с течением времени. Имея «мотив» (стремление к творчеству, общению и т.д.), ученик в процессе создания творческого дела сталкивается с проблемой, выраженной, как правило, в недостатке информации или умений, и используя коммуникацию с источниками информации и носителями умений, в процессе подготовки и реализации дела он преодолевает эту проблему, получая в итоге новые знания и навыки и подвергая их рефлексии, развивается19. Концепция развития через игру, по мнению Елены Лебедевой, предполагает развитие и взросление, выработку собственной позиции: «Несмотря на все положительные качества детства оно безответственное, достаточно легкомысленное... но еще живое, эмоциональное, легкое, положительное, «всехлюбящее», и своей деятельностью я хочу сделать так, чтобы, люди взрослели и воспитывали в себе какие-то важные, взрослые качества, сохраняя в себе все положительные свойства детства»20.

В детско-юношеской организации «Остров Сокровищ» существует и своя собственная система фиксирования и передачи этих навыков следующим поколениям – это система собственной «островной» учебы, которая призвана дополнить школьную программу, и которая состоит из следующих дисциплин: туризм и медицина (развивают бытовые и организаторские навыки, способствуют адаптационным способностям); журналистика и издательство — направленаы на развитие речи, развивают самоорганизацию, навыки проектирования и планирования, помогают в освоении технологических цепочек; театр — способствует творческому развитию, знакомит со многими театральными профессиями, курс младшего инструктора — дает необходимые каждому человеку знания по педагогике и психологии) и т.д.21 В статье Ю. Мишиной «Меняю два подвала на один «Остров»», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» в 1998 году, автор раскрывает особенность этой «учебы» — ««островная учеба» — это вовсе и нe учеба, а опять же игра, праздник. Она может называться поисковыми беседами или тематическими «свечками». Это когда учитель не сам рассказывает, а обрисовывает ситуации и спрашивает мнение детей. «Свечки» проходят вечером, при свечах — отсюда и название. Все садятся в круг и начинают разговаривать»22.

Итогом развития личности участника организации по индивидуальной траектории в многопрофильной деятельности «Острова» становится и развитие организации в целом. Оглядываясь назад, можно с уверенностью заявить, что уровень всех мероприятий стал выше, организация – сложнее, тематика – интереснее, а реализация – зрелищнее. Эту тенденцию можно увидеть, рассмотрев все направления деятельности. В театре «Острова» каждый новый спектакль – это новый уровень в записи и исполнении вокальных композиций, усложненная реализация сценических идей и более глубокая работа с актерами, яркие и качественные костюмы, изготавливаемые участниками для каждой новой постановки (своей костюмерной «Остров» особенно гордится – здесь можно найти все и на любую тематику) и т.д. Этапы в тематических днях используют новый инструментарий, формы коммуникации и визуализации так, чтобы деятельность становилась зрелищней и интересней, а педагогическая цель тематики реализовывалась эффективней Развивается и газета – выпуски стали больше, интереснее, качественнее. С недавнего времени все разработки «Острова» было решено сохранять – и появилась целая библиотека материалов и разработок, которую ребята сразу назвали «Островопедией» (по аналогии с интернет-ресурсом Википедия). Прочитав разработки тематических дней, опубликованные на этом ресурсе, всерьез осознаешь размах деятельности в организации. Кажется, что ребенок реализовать такое не способен – похоже на мощный и взрослый event-проект, акцию или что-то в этом ключе. Однако увидев это своими глазами, осознаешь, насколько важно, что такие проекты реализовывают именно дети – это их стихия, их среда. Можно сказать, что такая энергия подвластна именно и только детям. К традициям и передаче опыта здесь вообще относятся очень трепетно. «Подготовь себе смену» — так гласит один из принципов существования «Острова». Сделай организацию лучше, получив – отдай часть, чтобы и другие могли к этому прикоснуться и в этом существовать. Стоит задуматься и признать, что это – уже довольно взрослая позиция. Именно поэтому, пожалуй, традиции и история организации являются такими сплачивающими факторами в «Острове», формируется собственная культура – выпускник, сыгравший в спектакле 15 лет назад, придя в школу мгновенно будет узнан всеми – его спектакль точно смотрели на видео, о нем слышали и хотели бы быть на него похожими.

Но все же, квинтэссенция этой детско-юношеской организации – это не ее прошлое, а ее настоящее. Это те люди, которые существуют в этом мире сейчас. Это уникальный мир. Как в нем гармонично уживаются и находят темы для общения и выпускники, и пятиклассники, и учителя? Уникальность атмосферы, чувство особенности мира, в котором они существуют, концентрированное свободное творчество, осуществляемое, тем не менее, со взрослой позиции. Лучше всего это можно понять, спросив у самих «очевидцев» жизни Острова. Вот – Маша Скрипачева, которая, учась в восьмом классе, уже успела поставить спектакль на школьном Театральный фестиваль (и выиграть Гран-При), а еще реализовать три тематических дня: «Я считаю, что такая организация, находящаяся в школе, очень нужна и полезна для учеников. Во-первых, это дает возможность развивать свои интересы в любой сфере деятельности. Бардовские концерты, видео-фестивали, выезды на каникулах, собственная газета, участие в театральных фестивалях и многое-многое другое. Ученик может найти себе занятие по душе и заниматься им, не выходя из школы. Такая организация открывает огромные возможности для изучения чего-то нового, что мы никогда бы не узнали, если бы это не было прямо в школе, под боком. Это значит, что играя в спектаклях, участвуя в концертах, композициях, играя и организовывая игры, ученик может видеть людей, которые потом приходят и смотрят на его роли или организованные мероприятия. Это сближает людей, которые мало общаются в обычной жизни, но вместе занимаются театром. Кроме этого, в Острове общаются люди из разных классов и разных параллелей. Десятиклассник общается с семиклассником не только в пределах Острова, но и потом в обычной, школьной жизни. Таким образом, все ученики одной школы сплачиваются, и получается дружный коллектив, в котором приятнее и легче работать и проводить время. Школа, в которой много разновозрастных друзей, становится местом, куда хочется приходить». И как будто в голос ей вторит ее брат Егор (тоже организатор): «За этот недолгий путь в четыре года (от участника к организатору), думаю, я многому успел научиться и много взял из этого опыта. Прежде всего, уникальность «Острова» я вижу в постоянной непрерывной череде мероприятий, подготовка которых постоянно накладывается друг на друга. Это учит нас «вертеться». Когда тебе нужно успеть с учёбой, написать сценку на концерт, репетировать спектакль и готовить ролевую игру. В таких условиях действительно необходимо уметь всё делать быстро и с первого раза хорошо. Стоит заметить, что несмотря на эти сложности мы неизменно демонстрируем высокий уровень подготовки мероприятий, что ещё раз доказывает тот факт, что опыт и умение «вертеться» мы действительно получаем. Во-вторых, эта деятельность, как и любая другая по-настоящему творческая деятельность развивает воображение и способность придумывать что-то новое. Благодаря тому, что если мы сами не придумаем игру, за нас её никто не придумает, мы действительно умеем «генерировать идеи». Ну и третья часть получаемых навыков, это навыки, напрямую связанную с профильной деятельностью. Мало кто из моих одноклассников умеет, скажем, писать статьи в газету, умеет работать в PhotoShop-е, играть на сцене, организовывать мероприятия и многое другое. Всё это даёт нам „Остров“».

Что приводит школьников в «Остров»? Что они здесь находят? Почему остаются? Почему хотят оставаться? По мнению Саши Тимашковой, ученицы 45 гимназии: «Остров повышает уровень ответственности и приносит пользу обществу. Напомни родителям о том, что раньше в школьную программу входил какой-то предмет планирования времени. Сейчас этого предмета у нас нет, и поэтому на выходе мы видим кучу жалоб о том, как же трудно живется студентам, что они ничего не успевают, а все почему? Из-за неумения планировать время. «Остров» восполняет этот упущенный предмет и помогает в институте». Что дает «Остров сокровищ»? По мнению подруги Саши Аси Шаровой, Остров учит видеть себя со стороны, получать новую, интересную информацию, организовывать и самоорганизовываться, быть честным к себе, окружающим, миру. Еще одна «островитянка», Аня Меркиш, отмечает, что плюсом деятельности является несравнимая ни с чем дружеская атмосфера в организации, где ты можешь действительно чувствовать себя свободным и раскрепощённым.

А рядом с этими уже не детьми, но еще не взрослыми «организаторами» существуют и взрослые – студенты, приходящие в «Остров» помогать, учителя, заинтересованные в такой деятельности. Феномен заключается в том, что закончив университет и получив высшее образование, они все равны этим энергичными и не обремененными суетой взрослого мира подростками, чувствуя себя своими и близкими. В организации при обсуждении и разработке мероприятий все даже специально сидят в кругу – ведь в кругу все равны, и старших тут нет. Таковы правила детского мира. Выпускник МГУ Илья Слесарев, который сразу же после окончания школы снова в нее вернулся, чтобы стать старшим инструктором, так описывает уникальность этой среды: «В Москве и других городах России существует много творческих объединений, некоторые из них мы знаем лично. Обычно они тематические. Остров же занимается всем понемногу. Это и театр, и журналистика, и ролевые игры, и туризм... в конечном счете это школа организатора, школа менеджмента, креативщика. Мы учимся этому через разнообразную творческую деятельность. Остров это не факультатив, не дополнительные занятия, не смена в лагере. Это 365 дней активной деятельности. Многолетний курс, пройдя который, ты по-настоящему получишь все, что можно из него получить. Умение работать, ужать свой труд и труд других. С «Островом» связаны последние 8 лет моей жизни. И я еще не прошел этот курс до сих получается получать огромную пользу для саморазвития, помогая развиваться другим. Но, что особенно важно, «Остров» это прививка нравственности — невозможность лгать или поступать нечестно!».

Какое будущее ждет этот уникальный и хрупкий детско-юношеский мир? В 2015 деятельности «Острова Сокровищ» в 45 гимназии исполнилось 20 лет (а в 518 и того более), и скоро всем – и младшим, и старшим, и руководителям, праздновать свой юбилей. Илья Слесарев, а вместе с ним и все участники деятельности Острова, видят его следующим образом: «Какое будущее ждет Остров Сокровищ? Держится она преимущественно на альтруизме и самоотдаче увлеченных людей Елены и Виталия Лебедевых, Юлии Путимцевой, а также их выпускников и студентов. Так было всегда, и, наверное, именно такая бескорыстная мотивация поддерживает ту неповторимую творческую атмосферу, которая присуща Острову. Ценно, что есть такое место, где дети могут оказаться среди ярких, открытых людей, проводящих время вместе не потому что за это платят, а потому что они чувствуют, что их работа нужна. Остров фабрика хороших людей. Пока механизм работает исправно, Остров будет выпускать смену организаторов и инструкторов. Надеюсь, потенциала у нас хватит еще надолго!». Виталий Лебедев оценивает место организации в школе в будущем следующим образом: «Возможно два типа сосуществования детской организации и школы. Первый подразумевает взаимовыгодное сотрудничество, но в этом случае администрации школы необходимо учитывать мнение органов самоуправления организации и с управленческой, и с педагогической точек зрения одновременно. Отдельным учителям придется смириться с мыслью о существовании детского органа управления, который взаимодействует с администрацией школы и представляет там свои интересы. В конце концов, администрации школы придется взять на себя ответственность за ресурсное и правовое обеспечение работы детской организации. Второй — это растворение деятельности детской организации в педагогической деятельности школы. В этом случае потребуется пересмотр большинства педагогических позиций и переход к таким субъектным отношениям, где ученики, учителя и администрация являются сотрудниками. И вот, на весах оказываются объективные и субъективные сложности с одной стороны и преимущества с другой. Что перевесит? Хочется верить, что перевесят интересы детей»23.Действующие изменения в российской сфере образования все больше актуализируют характеристики образовательной среды как социокультурного пространства, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности24. И при наличии тенденции к формализации отношений в школьной среде между всеми участниками образовательного процесса, порой доходящей до крайности, то есть заканчиваясь на подготовке к ЕГЭ и исключительном фокусе на итоговой аттестации, карьере, рейтингах и иных «взрослых» вещах, детям не интересных, деятельность «Острова» — это творческий ответ бюрократической и формальной взрослой действительности. Это – такой мир, каким его хотели бы видеть подростки. И, поверьте, мир этот был бы совсем не плох – достаточно просто с ним столкнуться. А дать детям возможность создавать свой творческий мир и гармонично в нем развиваться (и индивидуально, и в коллективе), это уже обязанность нас – взрослых. Ведь будущее это мира в их руках. И как же важно, чтобы став взрослыми, они делали мир чуточку лучше, как сейчас делают лучше свой «Остров» и мир вокруг него его «жители»!


1 Германия. Факты/ MEDIA CONSULTA Deutschland GmbH, 2003 г.

2 Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения : сб. статей / Сиб. ин-т развивающего обучения. — Томск : Пеленг, 1995. С. 116-117

3 Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века = Educational strategy in the West: toward the XXI century / Ун-т Рос. акад. образования. — М. : Изд-во УРАО, 1999. С. 83-85

4 Философия // ГБОУ ЦО №686: сайт-спутник. М., 2015. URL: http://klass-center.ru/avtor/filosofiya/ (дата обращения: 07.02.2015).

5 Школа «Перспектива». URL: http://www.sys-tema.ru (дата обращения: 23.04.2015).

6 Положительный имидж школы - ресурс ее развития. // Программа МОУ «СОШ № 55» Дзержинского района: сайт. Пермь, 2008. URL: shkola55perm.narod.ru›imidz.doc (дата обращения: 20.03.2015).

7 Марьясова Е.В. Формирование имиджа образовательного учреждения // Фестиваль педагогических идей: педагогический портал. Кемерово, 2012. URL: http http://festival.1september.ru/articles/623010/ (дата обращения: 20.02.2015).

8 Мильграм Л.И. Школа моя хорошая… // Отечественные записки: электронный журнал. 2002. № 2 (3). URL: http://www.strana-oz.ru/2002/2/shkola-moya-horoshaya/ (дата обращения: 06.02.2015).

9 «Дверь в иной мир» Публикация в газете «Подросток» // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт. URL: https://vostrove.ru/metodics/press/podrost/dver.htm (дата обращения: 06.02.2015).

10 «Что наша жизнь – игра!» Публикация в газете «Известия», 2000. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт. URL: https://vostrove.ru/metodics/press/izvest.htm (дата обращения: 06.02.2015).

11 Д.А. Путимцев работал заместителем директора до 2004 года, после этого директором школы 518 в 2004–2005 годах; в настоящее время — заместитель директора Центра педагогического мастерства. Е.В. Лебедева в настоящий момент является педагогом-организатором по театральной деятельности. На текущий момент руководителями «Острова Сокровищ» являются В.В. Лебедев, Е.В. Лебедева и Ю.А. Путимцева.

12 Лебедев В.В. Сделать мир чуточку лучше… // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт. URL: https://vostrove.ru/metodics/press/time.htm (дата обращения: 07.02.2015).

13 Лебедев В.В. Место детской организации в школе. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт, 2006. URL: https://vostrove.ru/metodics/podhod/org_in_school.htm (дата обращения: 13.02.2015).

14 Лебедева Е.В. Театральный коллектив как среда социализации подростков. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт, 2006. URL: https://vostrove.ru/metodics/os/lebedeva07/index.htm (дата обращения: 14.02.2015).

15 В. А. Крутецкий. «Психология»,  «Просвещение», М., 1986. URL: http://www.ucheba.ru/referats/20598.html

16 Газета «Остров» // Газета «Остров»: официальный сайт, 1997. URL: https://vostrove.ru/paper/index.htm (дата обращения: 17.02.2015).

17 Лебедев В.В. Ролевые игры. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт, 2002. URL: https://vostrove.ru/metodics/podhod/graph/graph.htm (дата обращения: 13.02.2015).

18 Лебедев В.В. «Остров Сокровищ» — образовательный проект создания детско-юношеской организации. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт, 2000. URL: https://vostrove.ru/metodics/projects/os.htm (дата обращения: 07.02.2015).

19 Презентация "Остров Сокровищ": принципы, ценности, методы //ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт, 2007. URL: https://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/index.htm (дата обращения: 17.02.2015).

20 Креативный технарь // Живой «Остров»: блог, 2008. URL: http://newspaper-os.livejournal.com/6538.html (дата обращения: 18.02.2015).

21 Об организации // ДЮО Остров Сокровищ: сайт. М., 1998-2015. URL: https://vostrove.ru (дата обращения: 20.03.2015).

22 «Меняю два подвала на один «Остров»» Публикация в газете «Московский Комсомолец», 1998. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт. URL: http://old.vostrove.ru/metodics/press/mk98.htm (дата обращения: 06.02.2015).

23 Лебедев В.В. Место детской организации в школе. // ДЮО Остров Сокровищ: официальный сайт, 2006. URL: https://vostrove.ru/metodics/podhod/org_in_school.htm (дата обращения: 13.02.2015).

24 Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Текст] / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. 2012. №5. С. 545-548.