Курс младшего инструктора

 Подготовка творческого дела
   Еще о подготовке творческого дела
 Роль инструктора в отряде
   Атмосфера в отряде
   Использование песен
 Типы свечек
 Динамика дня
 Правила безопасности
 Практикум общения
 Игротека






К оглавлению  Организация работы в отряде по подготовке творческих дел.

    Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
    Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

    Участник творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.
     Генератор идей - это роль которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.
     Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.
     Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторый задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
    При работе с отрядом инструктору важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило младшие ребята (5-6 класс), а организатор - старшие (9-11 класс).
    Работа над подготовкой творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.
    Младшие ребята (5-6 класс) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.
    Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, что бы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.
    Подготовку дел лучше проводить в таких местах, где ребята будут чувствовать себя уютно - это место должно быть привычным, в нем должно быть достаточно света, не холодно, свежий воздух, чисто и есть где сесть... или лечь.
    

К оглавлению   Несколько мыслей о подготовке к делу.

Лучший экспромт тот, который заранее подготовлен!

К оглавлению  Роль инструктора в отряде.

    Инструктор ставится на отряд в том случае, если отряд еще не способен к самоорганизации и самоуправлению.
    Основные задачи инструктора на отряде:

К оглавлению   Атмосфера в отряде.

К оглавлению  Создание атмосферы при помощи песен.

    Настроение ко сну - начиная с спокойных, но веселых песен плавно переходить к грустным и тихим песням.
    Настроение на работу - начиная с веселых бодрых песен перейти к бодрым и серьезным.
    Настроение к свечке - начиная со спокойных веселых песен перейти к серьезным, но не грустным песням.
    Общий принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствующим необходимому настроению отряда.

К оглавлению  Типы свечек.

    Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной, когда можно говорить "умом, а не чувствами". Все обиды и претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть выступлением инструктора.
    Инструктор говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу.
    Инструктор должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления.
    Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это значок, передающийся по кругу.
     "Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право.
    Начинать эту свечку лучше с пары песен, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, рассказывается о том как мы обычно заканчиваем свечки после чего свечка заканчивается.
     "Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могут высказаться и все желающие.
    Начинать эту свечку лучше, тоже с пары песен, которые создадут душевную атмосферу, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, говориться о предстоящем дне, как правило дне отъезда, инструктор подводит итого смены: " Вот и закончилась эта смена...".
     Экстренная свечка - собирается ДК или инструктором, по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек потребовавший свечу ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отряда, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку несет ответственность за ее важность, обо всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости инструктор может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.
     Ежевечерняя свечка - на ней проводится рефлексия и анализ дня. Ведет ее как правило ДК. Также на ней решаются организационные вопросы: выборы ДК, предложения на общую свечку, оценка дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой свечке говорящий человек должен ответить на следующие вопросы: Что было хорошо и почему? , Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет.
    Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, Заканчивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечки, словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д. Начинать стоит с песен для создания атмосферы, и со слов типа: "Вот прошел еще один день", это поможет ребятам вспомнить прошедший день, ощутить его завершающую стадию.

К оглавлению   Динамика дня.

Человек не может все время думать или бегать!


Утро

День
Это очень плодотворное время для творческой деятельности, однако... Вечер Подготовка ко сну

К оглавлению  Некоторые правила обеспечения безопасности детских групп .

Беда приходит, когда ее меньше всего ждешь.

К оглавлению  Практикум общения.

    Данные занятия проводятся по материалам лекций и семинаров А.Белухина.
    Мы не решились публиковать здесь эти материалы без согласия автора, и поэтому очень рекомендуем почитать его книгу:

А. Белухин, Как возненавидеть себя, детей и педагогику.




К оглавлению  Игротека.

  1. Игры-кричалки в автобусе, с залом и т.п.
  2. Знакомство
  3. Диагностические
  4. Одноразовые игры
  5. Спокойные игры
  6. Игры «перед столовой» и мобилизующие игры
  7. Корректирующие игры
  8. Межполовое общение
  9. Игры-состязания (парные)
  10. Салки и др. подвижные игры
  11. Игры на бумаге
  12. Игры на дискотеке